Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
«ТОРПЕДО» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
09.05.2020 / Клуб

В день празднования 75-летия победы вспомним, как жил автозаводский футбол в суровые годы Великой Отечественной войны.

В 1941 ГОДУ КОМАНДА МАСТЕРОВ «ТОРПЕДО» БЫЛА РАСФОРМИРОВАНА

Первый военный год начался с… расформирования футбольной команды мастеров «Торпедо». И это событие не было связано с боевыми действиями, до открытия которых оставалось еще шесть месяцев: приказ о роспуске своей собственной команды ДСО «Торпедо» издало ещё 15 января.

Разумеется, сделало оно это неспроста. Накануне, в конце 1940 года, Секретариат ВЦСПС, обсудив итоги только что завершившегося футбольного сезона, признал выступления профсоюзных команд неудовлетворительным. Лучшим среди них стал занявший лишь 6-е место «Локомотив», строчкой ниже оказался сталинградский «Трактор», на девятой позиции финишировали московские «Крылья Советов», на десятой – ленинградский «Зенит», на 11-й – «Торпедо», а «Стахановец» из Сталино и столичный «Металлург» замкнули таблицу.

Было признано, что профсоюзным клубам тяжело бороться с многочисленными представителями спортобщества «Динамо» и примкнувшими к ним «Спартаком» и ЦДКА. А посему ВЦСПС решил создать сборные команды, собрав под их знамёнами сильнейших игроков профсоюзных клубов. Две – в Москве, по одной - в Ленинграде и на Украине. Правда, идея со сборными профсоюзов в Ленинграде и на Украине воплощения не получила, а вот в Москве ее реализовали, для чего были расформированы команды мастеров «Торпедо», «Локомотив», «Крылья Советов» и «Металлург». Вместо них в Классе «А» появились клубы с названиями «Профсоюзы I» и «Профсоюзы II».

В первую сборную профсоюзов из автозаводской команды попали будущий великий тренер Виктор Александрович Маслов, игравший тогда за «Торпедо» полузащитником, и защитник Александр Рёмин. Во вторую – нападающие Георгий Жарков и Пётр Петров. Остальные, лишившись футбольной работы, устраивались как могли. В московское «Динамо» ушёл вратарь Борис Кочетов, в куйбышевские «Крылья Советов» отправился голкипер Всеволод Виноградов, в Минск уехал ветеран команды Вячеслав Орлов, в московский «Спартак» подались хавбеки Николай Морозов, Иван Кочетков и нападающий Константин Рязанцев.

Трудно сказать, чем бы всё это закончилось, но участники чемпионата СССР 1941 года успели отыграть лишь по 9-12 матчей. «Профсоюзы II», которые возглавляли бывшие тренеры «Торпедо» Константин Квашнин и Николай Никитин, на момент приостановки турнира располагались на 9-м месте, «Профсоюзы I» и вовсе оказались последними. Возможно, эксперимент признали бы неудачным, и ВЦСПС вернулся к прежней схеме участия своих клубов в чемпионате Советского Союза. Возможно, нет, и тогда бы автозаводская команда и потом играла только на первенство города. Однако война внесла свои коррективы. Первенство страны 1941 года прервалось, а затем, с возвращением СССР к мирной жизни, об идее формирования профсоюзных сборных никто уже не вспомнил.

профсоюзы2.jpg
Фрагмент предсезонного буклета с представлением игроков и тренеров команды «Профсоюзы II». Разворот с информацией о старших тренерах «Профсоюзы II», ранее работавших в «Торпедо» Константина Квашнина и Николая Никитина.

РАБОТНИКОВ ЗАВОДА ЗИС НА ФРОНТ НЕ БРАЛИ

А ещё Великая Отечественная война отчасти помогла «Торпедо» пополниться несколькими индивидуально сильными футболистами, поскольку игроков «Профсоюзов I» и «Профсоюзов II» уже в июне 1941 года распределили по другим профсоюзным командам. Бывшие игроки «Локомотива» вернулись в стан «железнодорожников», игроки «Крыльев Советов» - в «Крылья», а вот некоторых футболистов сталинградского «Трактора», представлявшего местный тракторостроительный завод, оставили в Москве и перевели на ЗИС. Среди них, например, оказался нападающий Александр Пономарёв, ставший ведущим футболистом чёрно-белых в послевоенные годы.

Начало войны вынудило автозавод эвакуироваться по частям - в Ульяновск, Челябинск, Шадринск и Миасс. Но основное производство осталось в Москве. Соответственно, разбросало по стране и футболистов «Торпедо», работавших на ЗИСе. Форвард Георгий Жарков стал шофёром, защитник Владимир Мошкаркин, закончивший институт связи, энергетиком в инструментальном цехе, а потом работал на строительстве высоковольтной линии электропередач в Шадринске. Виктор Маслов был направлен в ОТК, а затем трудился начальником железнодорожного цеха, Александр Пономарёв работал на главном конвейере, Николай Морозов - помощником главного механика, который определил его на должность заместителем начальника инструментального цеха. Вратарь «Спартака» Анатолий Акимов, пришедший на ЗИС в 1941-м – трудился в ОТК.

Осенью 1941 года руководство автозавода готовилось к уничтожению предприятия, однако зимнее контрнаступление советских войск под Москвой отменило этот приказ. В июне же 1942 года ЗИС приступил к выпуску армейских грузовиков, тягачей и санитарных машин (всего их было выпущено около ста тысяч). Кроме того, на автозаводе выпускались некоторые виды вооружений – автоматы, пулемёты, мины. Иными словами, ЗИС имел важное оборонное значение, а потому работающих на нём людей на фронт не брали, как бы они туда не просились. Разве что в порядке исключения.

баррикады.jpg
Строительство баррикад на улицах Москвы после введения в городе осадного положения. Октябрь 1941 года.

К КОНЦУ ВОЙНЫ «ТОРПЕДО» СТАЛО СИЛЬНЕЙШЕЙ КОМАНДОЙ МОСКВЫ

Многие торпедовские футболисты, оставшиеся в столице, в свободное от работы на автозаводе время продолжали выступления в первенстве Москвы. В 1941 году оно продолжалось до 16 октября – пока в городе не было введено осадное положение. А уже 31 мая 1942 года состоялись первые матчи следующего первенства столицы. Тренировочные же занятия практически не прекращались, правда, степень нагрузок на них, естественно, была пониженной.

Отметим, что в соревнованиях военных лет, как и в мирное время, принимали участие и взрослые, и юношеские составы клубов. Турниров в течение календарного года было два – весенний, проходивший с мая по июль, и осенний, проходивший с августа по октябрь. Чемпионами же каждого из них по традиции считались победители зачёта первых мужских команд.

В 1941 году и весеннее, и осеннее первенства города не были доведены до конца. В финале же Кубка Москва, состоявшемся 1 сентября, московское «Динамо» со счётом 8:0 разгромило команду авиационного завода имени Фрунзе. Удивляться такому крупному результату не стоит, поскольку с июля за бело-голубых выступали те, кто играли в высшей лиге, - так называемые мастера. А цвета команды завода имени Фрунзе защищали футболисты-любители, на столь высоком уровне, как чемпионат СССР по Классу «А» (в высшей лиге), никогда не игравшие. На самом же деле «скрытым финалом» Кубка Москвы считался полуфинал «Динамо» - «Торпедо», на поле в котором с обеих сторон вышли в основном недавние участники турнира Класса «А». В упорнейшем поединке с результатом 1:0 победили динамовцы.

В весенней части чемпионата Москвы 1942 года играли девять команд, но не все из них смогли принять участие в каждом из туров, а потому зачёт велся по семи коллективам. Первая мужская команда «Торпедо» заняла тогда четвёртое место. В осеннем чемпионате города сезона-1942 сыграли уже десять клубов, и с организационной точки зрения он прошёл без нареканий, впервые с осени 1940 года получившись полноценным, завершённым соревнованием. «Торпедо в этом первенстве оказалось пятым. Ну а в Кубке Москвы автозаводцы остановились на стадии четвертьфинала.

В 1943 и 1944 годах чемпионаты Москвы решили не делить на весеннюю и осенние части, сделав соревнование двухкруговым. По итогам первенства 1943 года «Торпедо» финишировало на четвёртом месте, но добилось блестящего успеха в Кубке города, завоевав почётный трофей. В запомнившемся всем любителям футбола тех лет финальном поединке с ЦДКА автозаводцы одержали красивую победу со счётом 6:4. Хет-триком отметился Александр Пономарёв, два мяча забил Василий Жарков, один – его брат Георгий.

Трибуны стадиона «Сталинец» (сейчас на его месте находится «РЖД-Арена»), где проходил финал, были переполнены. Зрители ждали легкой победы армейцев, ведь ЦДКА после первого круга первенства Москвы уверенно лидировал, а торпедовцы не входили даже в тройку лучших. Очный поединок между соперниками в городском чемпионате состоялся несколько раньше и принес победу армейцам - 1:0.

Прогнозы начали сбываться в самом начале игры, и зритель, опоздавший всего на семь минут, с удивлением обнаруживал, что счет уже 3:1 в пользу будущей «команды лейтенантов». Нападение ЦДКА, ведомое Григорием Федотовым, начало матч без раскачки, и на первой же минуте сам Федотов поразил ворота автозаводцев. Прошло всего полторы минуты, и снова вездесущий Федотов головой замкнул ювелирную передачу Гринина. Всё? Игра сделана? Нет! На пятой минуте центрфорвард «Торпедо» Александр Пономарёв обманул защиту соперника и сократил разрыв в счете.

Через две минуты подхвативший в центре поля мяч Гринин резко двинулся прямо на ворота - перед ним оказался только голкипер торпедовцев Николай Разумовский. Он бросился вперед, пытаясь остановить армейского форварда, однако Гринин хладнокровно протолкнул мяч мимо выбежавшего вперёд вратаря. 3:1. И снова трибуны решили, что в этом финале всё ясно…

Действительно, игра несколько успокоилась. Соперники вели настойчивую позиционную борьбу, в которой, к удивлению, преуспели торпедовцы. Несколько раз был вынужден всерьёз вступить в игру голкипер ЦДКА Владимир Никаноров, но и он оказался бессилен, когда Пономарёв забил свой второй мяч – с паса Петра Петрова. А в начале второго тайма Пономарёв забил третий гол, замкнув передачу Георгия Жаркова. 3:3.

С этого момента ЦДКА уже не был лидером на поле – «Торпедо» играло всё сильнее и сильнее. На 53-й минуте Пономарёв исполнил красивый удар со штрафного, но мяч попал в перекладину. На 75-й минуте по правому краю убежал Георгий Жарков и сделал передачу на дальнюю половину штрафной, откуда его брат Василий с лета послал мяч в сетку ворот Никанорова. 4:3!

Торпедовцы уже готовились получать Кубок, но за две минуты до конца основного времени Федотов отдал передачу Виноградову, и тот, видя, что Разумовский вышел далеко вперед, перебросил мяч через него в ворота. 4:4.

торпедо_цдка_6_4_кубок_москвы_1943.jpg
Финальный матч Кубка Москвы 1943 года. «Торпедо» - ЦДКА – 6:4. Автозаводцы держат оборону.

На второй минуте дополнительного времени торпедовец Каричев попытался повторить удар Виноградова, но попал в перекладину. И после этот момента инициативой полностью завладели армейцы. Торпедовская защита все время находилась в работе, казалось, что ЦДКА вот-вот добьётся успеха, однако ошибка в обороне армейцев позволила Георгию Жаркову забить в ворота соперника пятый гол. А когда проигрывавшие 4:5 армейцы всей командой пошли вперёд, Василий Жарков, получив пас от Петрова, провёл шестой мяч!

Год спустя торпедовцы пошли ещё дальше, сделав «дубль» В финале Кубка Москвы они 15 сентября со счётом 5:4 переиграли «Динамо», а через месяц завоевали титул чемпиона столицы, на одно очко опередив ЦДКА.

Ну, а в августе 1944 года автозаводцы приняли участие в возобновлённом розыгрыше Кубка СССР. В 1/8 финала они одолели на выезде одноклубников из Горького (3:2), в четвертьфинале со счётом 2:1 переиграли земляков из «Крыльев Советов», а в полуфинале уступили 2:3 ЦДКА, хотя считались фаворитами того матча.

торпедо_1944.jpg
«Торпедо» образца 1944 года. Слева направо: Рамиз Каричев, Антон Яковлев, Александр Загрецкий, Николай Ильин, Василий Жарков, Владимир Мошкаркин, Николай Морозов, Георгий Жарков, Александр Рёмин, Николай Разумовский, Александр Пономарёв.

ФУТБОЛИСТЫ «ТОРПЕДО» НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Несмотря на то, что во время войны на действующих футболистов «Торпедо», работавших на ЗИСе, распространялась так называемая «бронь», и на фронт их не брали, непосредственное участие в боевых действиях принимали многие из бывших игроков команды или те, кто пришёл в «Торпедо» уже послевоенное время. Назовём их имена.

В 1980-е годы самым известным торпедовцем – участником Великой Отечественной войны считался полузащитник Николай Сенюков, выступавший за команду с 1953 по 1961 год. На фронт Николай Николаевич ушел в 1943-м 18-летним юношей. Сначала он служил в пешей разведке, охотился за «языками» в немецком тылу, а в 1-й гвардейской танковой армии, начиная с февраля 1944 года, вел уже разведку на танках и бронетранспортерах. На Висле был ранен, но в тыл для излечения попросил его не отправлять. Отлежался несколько дней в полевом госпитале и снова пошёл в бой. Гвардии старшина Николай Сенюков был награжден орденами Славы III степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

сенюков.jpg
Николай Николаевич Сенюков на обложке еженедельника «Футбол-Хоккей», посвящённого Дню Победы. Май 1980 года.

Центральный защитник «Торпедо», обладатель Кубка СССР 1949 года Григорий Дуганов под Берлином, будучи красноармейцем разведывательной роты 77-й гвардейской стрелковой Черниговской дивизии, напал на засаду немцев, уничтожив пять и взяв в плен шесть человек, за что 12 мая 1945 года был награждён орденом Красной Звезды.

Недолго воевал будущий полузащитник торпедовцев, обладатель Кубка СССР 1949 и 1952 года Юрий Чайко: он был ранен и освобождён от дальнейшей службы.

Защитника автозаводцев Ивана Кочеткова, перешедшего в 1941 году из расформированной команды мастеров «Торпедо» в «Спартак», призвали в армию военкоматом Таганского района. На фронте он служил телеграфистом и был награждён медалью за то, что 6 марта 1943 года, находясь на наблюдательном пункте, в течение дня обеспечивал бесперебойную связь с огневой позицией. Под ураганным огнём противника Иван Кочетков 7 раз исправлял линию, повреждённую в результате артиллерийского и миномётного обстрела противника.

Правого крайнего нападающего автозаводцев, обладателя Кубка СССР 1949 и 1952 годов Антонина Сочнева, в 42-м призвали на Балтийский флот. После трёхмесячного обучения в Кронштадте он до конца войны служил на линкоре «Марат».

сочнев.jpg
Антонин Сочнев (с баяном) во время службы на линкоре «Марат». Фото из личного архива Антонина Сочнева.

Без вести пропал в декабре 1942 года нападающий «Торпедо» середины 30-х красноармеец Пётр Бугров.

Осенью 1942-го погиб в ходе боёв в Ленинградской области игравший вратарём ещё в составе РДПК лейтенант Серафим Москвин.

Защитник «Торпедо» в 1951 и 1952 годах Борис Яковлев в звании старшины служил заведующим делопроизводством 497-й полевой авторемонтной базы и 1 февраля 1945-го за образцовое выполнение боевых задач командования и проявленные при этом доблесть и мужество был награждён орденом Красной Звезды.

Многолетний врач «Торпедо» Сергей Егоров служил на фронте с 1941 по 1944 год и был освобождён от дальнейшей службы по инвалидности.

Ну, а врач «Торпедо» в чемпионском для чёрно-белых сезоне 1965 года гвардии старшина Леонид Карпелевич командовал расчётом станкового пулемёта, в 44-м, принимая участие в форсировании Западной Двины, получил тяжёлое ранее двумя осколками в голову и был комиссован по инвалидности.

Александр Титеев


Поделиться
Партнёры клуба
Партнёры лиги