Клуб История Руководство Партнеры Достижения Ветераны Контакты Команда Оcновная / Игроки Тренерский штаб Турнирная таблица Расписание Школа О школе Тренерский штаб Составы Календарь Турнирная таблица Новости Команда Болельщики Интервью Школа Ветераны Пресса Клуб Блоги Медиа Фото Видео Печать Стадион
Билеты Магазин атрибутики Аккредитация
ИСТОРИЯ АВТОЗАВОДА

Tufeleva roshaВ год векового юбилея и в преддверии матча «Торпедо» - «Рязань», приуроченного к этой знаменательной дате, предлагаю Вам, уважаемые читатели, познакомиться с одной из статей по истории Завода имени Лихачёва, опубликованной в автозаводской газете в 1987 году.

Привожу статью в полном объёме, с некоторыми, свойственными начальному периоду т.н. «гласности», отчасти спорными и поверхностными суждениями, с которыми читатель вправе соглашаться, либо нет.

КАЛЕНДАРЬ МА *

АВГУСТ

НАША БИОГРАФИЯ

Прошлое Тюфелевой рощи

ЛЕТОМ 1916 года Тюфелевой роще возле Симонова монастыря суждено было преобразиться. Тихую лесную дачу сменила строительная площадка. 2 августа здесь была осуществлена закладка первого в России автомобильного завода.

В РАЗГАР мировой войны за Спасской заставой появились одни из крупнейших капиталистов России братья Рябушинские **. Они собирались строить первый автомобильный завод в России.

Отсталость экономики царской России мешала созданию в дореволюционные годы производства грузовых и легковых автомобилей, которое с конца XIX века уже существовало в таких странах Западной Европы, как Франция и Италия. Россия не имела автомобильной промышленности ***.

Захваченное врасплох поражениями в 1914-1915 годах, военное министерство в отчаянии бросилось искать помощи у представителей русского промышленного и финансового капитала. 26 мая 1915 года в Петрограде открылся девятый Всероссийский торгово-промышленный съезд. Он создал особую военно-промышленную организацию для перевода всех фабрик и заводов на работу по обороне и распределению кредитов, отпускаемых казной. Через военно-промышленные комитеты шло распределение военных заказов. Теперь в России оказалось много охотников строить заводы на казённые деньги, почти не рискуя своими капиталами.

Рябушинские решили вырваться вперёд. Ещё не выяснилась окончательно точка зрения правительства и самого царя, а Рябушинские начали заготавливать материалы, вести переговоры о покупке земли для будущего завода, стали тайно переманивать к себе на службу всю техническую «головку» автоотдела «Руссо-Балта».

Весть о том, что закладывается первый автомобильный завод, не могла не волновать умы многих инженеров, особенно молодёжь. Проектировать и строить первый в России автомобильный завод было заманчиво.

По договору Рябушинские обязаны были построить и оборудовать завод не позднее 7 октября 1916 года. Первые 150 автомашин нужно было выпустить к 7 марта 1917 года. На строительство выдавался аванс в сумме 11 156 250 рублей.

Поиски места для автомобильного завода привели на лесную дачу потомственного дворянина фон Дервиза в Тюфелевой роще, за Спасской заставой.

Пока из-за границы, минуя фронты, через нейтральные страны в русские порты и таможни стало поступать оборудование, на новую стройку стали съезжаться артели землекопов, грабарей, каменщиков, плотников. В Тюфелевой роще застучали топоры, завизжали пилы. Рубили лес, расчищали площадку. Сюда тянулись подводы с кирпичом и цементом, брёвнами и досками. 2 августа 1916 года в Ильин день на строительной площадке состоялась закладка автомобильного завода. Эта дата и явилась официальным днём основания завода АМО.

ZiL 1916 pervei kamen

 Первый символический камень при закладке завода

Сообщая о начале строительства завода, «Русские ведомости» писали: «Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, происходила закладка первого в России автомобильного завода, строящегося товариществом Автомобильного московского общества... Завод раскинулся на нескольких десятинах земли; в постройке находится три крупных главных корпуса: один предназначается для литейной, другой - для выработки всех частей автомобиля и сборки его и третий - для постройки кузовов... Рядом с заводскими зданиями в сосновом бору строится уже рабочий поселок: большие здания для квартир служащих и холостых рабочих и отдельные домики для семейных рабочих с садом и огородом. Машины для оборудования завода уже прибыли в Россию, к осени постройки уже должны закончиться, а весной уже должен быть выстроен первый автомобиль».

Но, несмотря на предприимчивость и связи главных хозяев завода - Рябушинских и Кузнецова **, стройка велась с трудом. Сравнительно легко было подыскать квалифицированных специалистов для проектирования и руководства. Труднее оказалось в военных условиях обеспечить стройку достаточным количеством рабочей силы.

В июне 1916 года в связи с нехваткой рабочей силы товарищество Автомобильного московского завода обратилось в отдел Московского военно-промышленного комитета по обеспечению фабрик и заводов рабочим составом с прошением прислать военнопленных. На строительную площадку было направлено до 250 военнопленных. Их использовали на строительных работах, выгрузке, транспортировке машин, станков и укладке материалов.

Правление товарищества АМО, Управление автомобильными заводами всюду рекламировали, что дела на стройке идут блестяще. В действительности на строительстве не хватало металла, кирпич доставлялся с перебоями. Это главным образом и помешало закончить строительные работы в намеченные сроки. Главный корпус, кузовная и литейная не имели даже частично верхних перекрытий, не говоря уже о внутренних перегородках и отделке. Осложнилось дело и с поставкой оборудования.

Подходил к концу 1916 год. Завод не был построен в установленный срок. Ещё хуже обстояло дело со строительством рабочего посёлка. Широковещательная реклама «Русских ведомостей» о создании автомобильного предприятия с просторными заводскими корпусами и рабочим посёлком оказалась приманкой, ловлей пайщиков, мелких акционеров.

Настоящие хозяева пришли в марте 1919 года. Ими стали рабочие завода.

«Московский автозаводец», 6 августа 1987 г.

* МА - «Московский автозаводец».

** Сергей Павлович Рябушинский (15 июня 1872, Москва – 1936, Франция) - русский предприниматель, скульптор-анималист, меценат;

Степан Павлович Рябушинский (1874, Москва – 1942, Милан) - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат;

Александр Иванович Кузнецов (1879/80 ? – 1964 ?) - из старообрядческой семьи, как и Рябушинские; по матери - внук П.М. Рябушинского; предприниматель, общественный деятель, купец I гильдии

- это три соучредителя Автомобильного московского общества (АМО). Они входили в Правление АМО и обладали правом решающего голоса (имели по 183 «голоса» каждый) - http://forum.svrt.ru/?showtopic=5033

*** Первая модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (Руссобалт) в Риге выпущена 26 мая 1909 г.; в 1911 г. изготовлен первый автомобиль "Русского автомобильного завода И.П. Пузырева" в С-Петербурге...


Наши партнеры