Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
ОТКЛИК. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПУБЛИКАЦИИ О БУХТЕЕВЕ

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БУХТЕЕВ /1897-1947/

Buhteev1928

 

«О сколько нам открытий чудных...»

(Александр Пушкин.)

 

«Нечаянная радость близка».

(Александр Блок.)

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

К сожалению, структура блога «Торпедовские раритеты» не предусматривает так называемой «обратной связи». А потому у меня, его координатора и ведущего, нет возможности ни узнать ваше, уважаемые читатели, мнение по поводу того или иного материала, ни постараться ответить на возникающие у вас вопросы в режиме реального времени или хотя бы близкому к «он-лайн».

 

Тем приятнее, – поверьте! – прервать ненадолго канву повествования «По страницам публикаций автозаводской многотиражки «Догнать и перегнать» / «Сталинец» / «Московский автозаводец» и поведать вам сегодня об одном из неожиданных откликов на наши предыдущие очерки по истории «Торпедо» и его славных людей.

 

ОТКЛИК НА ПУБЛИКАЦИЮ

 

Два года назад, 17 августа 2013 года, на блоге была опубликована подборка материалов, посвящённых судьбе одного из самых первых торпедовских тренеров Сергея Васильевича Бухтеева (1897-1947).

 

Там же сообщалось, что его родственников впоследствии искали, но, увы, не нашли...

 

Напомню о нём. Бухтеев Сергей Васильевич. Родился 1 января (по новому стилю) 1897 года, трагически погиб в декабре 1947 года. Старший тренер московского «Торпедо» (1932-1934, июль 1937 – май 1939). Будучи игроком, в 1915-1929 годы выступал за московские клубы «Новогиреево» (1915-1918), «Спортивный Клуб Замоскворечья» (СКЗ, 1919), «Яхт-клуб Райкомвода» (1920-1924), «Московский Совет Физической Культуры» (МСФК, 1925), «Пищевики» (1926-1927) и «Трёхгорка» (1927-1929), сборные Москвы (1917-1925) и РСФСР (1925). Пятикратный чемпион Москвы. Чемпион РСФСР (1922). В 20-е годы стал законодателем футбольной моды, едва ли не первым появившись на поле в трусах до колен. Один из первых советских тренеров – теоретиков футбола. В 30-е годы способствовал становлению команды московского «Торпедо», в 1938 году первой в советском футболе ставшей осваивать тактическое построение «дубль-вэ». Учитель одного из лучших советских тренеров Виктора Александровича Маслова. При Бухтееве в составе «Торпедо» появился и другой впоследствии известный тренер Николай Петрович Морозов. В 1947 году по ложному обвинению был репрессирован и погиб в заключении в декабре того же года. Реабилитирован посмертно.

 

1 Anastasia Buhteev otklikИ вот относительно недавно на электронную почту ФК «Торпедо» Москва написала Анастасия Лапидус (на фото), сообщившая, что имеет самое непосредственное отношение к Бухтееву, поскольку её отец, Лапидус Виктор Яковлевич, указан в личном деле С.В. Бухтеева в качестве его сына. У неё даже хранится небольшой фотоархив Сергея Васильевича. «Если данная информация Вам интересна, Вы можете связаться со мной, проживаю в Москве», – было указано в послании, переданном мне пресс-атташе нашего футбольного клуба Русланом Маслюком, за что ему особая благодарность от меня лично и от всего Исторического Клуба Болельщиков.

 

Конечно, разве нас могла не заинтересовать столь ценная информация?!

 

Вскоре была достигнута договорённость о встрече – и она состоялась. В ходе беседы я познакомил Анастасию с некоторыми направлениями деятельности Исторического Клуба Болельщиков «Верим в Торпедо!». Причём она проявила неподдельный живой интерес к определённым вехам торпедовской истории, постарается по мере возможностей и дальше оказывать нам посильную помощь в выявлении и сборе новых интересных данных. В частности, она продолжит поиски бумажных архивов с любой информацией о С.В. Бухтееве, которые, вероятно, могли сохраниться в семье.

Анастасия придерживается такого мнения, что мы делаем доброе, полезное дело, важное для нашей общей истории.

 

В распоряжение Исторического клуба болельщиков Анастасия предоставила ряд очень интересных фотографий – как портретные самого Сергея Васильевича, так и его вместе с супругой.

2 Buhteev otklik

Сергей Васильевич Бухтеев в возрасте примерно 35-37 лет, т.е. снимок сделан приблизительно в 1932-1934 г.

3 Buhteev otklik

Сергей Васильевич Бухтеев. Примерно 1937-1939 г.

4 Buhteev otklik

Сергей Васильевич Бухтеев. (...).

5 Buhteev otklik

Сергей Васильевич Бухтеев. 1942-1943 г.

 

6 Buhteev supruga otklik

Сергей Васильевич Бухтеев и Нонна Михайловна. Москва. Ориентировочно - 1936-1937 год.

 

7 Buhteev supruga otklik

Сергей Васильевич Бухтеев и Нонна Михайловна. Москва. Ориентировочно - 1936-1937 год.

 

Для нас, как вы понимаете, эти снимки имеют выдающуюся, поистине уникальную ценность, если вспомнить, с каким трудом добывались хоть какие-то фотоснимки С.В. Бухтеева. А здесь – целые залежи  раритетов.

 

КОЕ-ЧТО О СЕМЬЕ БУХТЕЕВА

 

Жена Сергея Васильевича Бухтеева, – родная бабушка Анастасии! – Корнилова Нонна Михайловна, 1903 года рождения, меняла имя и отчество (была – Корнилова Мария Ивановна). Во время первого замужества, вероятно, была Лапидус Мария Ивановна (её первый муж Яков Михайлович Лапидус умер от туберкулеза). По паспорту значилась как Корнилова Нонна Михайловна, умерла в 1998 году.

 

Отец Анастасии – Лапидус Виктор Яковлевич, родился  24 июля 1931 года, умер 17 января 1995 года, служил в Морской Академии, был мастером спорта по волейболу. Спортом, полагает Анастасия, стал заниматься под влиянием Сергея Васильевича.

10 Buhteev otklik 1951

Нонна Михайловна и Виктор Яковлевич Лапидус. 1951 год.

11 Buhteev otklik 1980 VY Nastya

Виктор Яковлевич с дочкой Настей. 1980 год.

 

 

1927: ПОЕЗДКА «ТРЁХГОРКИ» В ЛАТВИЮ

 

Помимо личных фотографий, в архиве у Анастасии оказалось два очень интересных командных снимка (по форме это почтовые открытки), на обороте каждой из которых имеются практически одинаковые подписи от руки, сделанные, похоже, карандашом: Рига 15 по 22/VII – 27

8 Trehgorka Buhteev otklik

9 Trehgorka Buhteev otklik

Команда «Трёхгорка» (Москва). 1927 год.

 

Поскольку, как помним, в 1927 году Сергей Бухтеев защищал цвета сначала «Пищевиков», после чего «Трёхгорки», а на футболках игроков угадывается буква «Т», можно смело предположить, что это команда «Трёхгорной мануфактуры».

 

И вот мой коллега, член Исторического Клуба Болельщиков Николай Владимирцев обнаружил в архивах дело с заголовком «Переписка Отдела спортивных связей с заграницей Комиссии внешних сношений Высшего совета физической культуры при ВЦИК РСФСР с Латвийским рабочим спортивным союзом о поездке футбольной команды Трёхгорной мануфактуры в Латвию».

 

Правда, это дело за апрель – июнь 1928 года, но в нём имеется несколько писем с таким словосочетанием: «В личных переговорах со мной представитель Союза (Латвийского рабочего союза спорта и самообороны – АК.) ссылался на имевшие место переговоры с «Трёхгоркой» в прошлом году во время пребывания последней в Риге» (л. 5 и др.) Т.е. мы имеем прямое подтверждение нашей общей догадки – о поездке «Трёхгорки» в Ригу в 1927 году!

 

В списке футбольной команды Трёхгорной мануфактуры для поездки в Латвию уже в 1928 году под номером 14 значится: (кого играет) запасной (Фамилия, И.,О.) Бухтеев С.В. (возраст) 32 (партийность) Б/п (социальное полож.) служащ. (семейное положение) женат (профсоюз, номер билета) С/№57248. См. ГА РФ. Фонд Р-7576. Опись 2. Д. 88. л. 18. Полное название клуба в 1928 году было таким: «Клуб им. III Интернационала Краснопресненской Трёхгорной Мануфактуры Профессионального Союза Текстильщиков»

 

Также на обороте первой карточки имеется таинственный график, похожий на игру «крестики – нолики», но сопровождается он явно футбольной, и притом, уникальной цифровой информацией:

 

8:0 3:2 8:1

 

Судя по отметкам на обороте снимка, именно «Трёхгорка» в трёх матчах в Латвии могла оставить в воротах своих соперников такую россыпь мячей. Любопытно, с кем тогда встречались москвичи – и кто оказался наиболее грозным соперником, проигравшим им в столь упорной борьбе с разницей всего в один мяч?

 

...А ВОПРОСЫ-ТО ВСЁ РАВНО ОСТАЮТСЯ!

 

Однако, как теперь выясняется, с помощью фотографий из семейного архива Анастасии нам удалось прикоснуться лишь к факту пребывания «Трёхгорки» в Риге в 1927 году, но – никак уж не приблизиться к разгадке всех подробностей и нюансов спортивной составляющей этой поездки. В частности, согласно другим источникам, «россыпь мячей», о которой я столь опрометчиво написал выше, существенно отличается от уже упомянутых мною сведений:

 

– 15 июля 1927 года. Рига. Сборная Латвии – «Трёхгорка» (Москва, СССР). 0:8;

– 17 июля 1927 года. Рига. Сборная Рабочего спортивного союза Латвии – «Трёхгорка». 1:5;

– 19 июля 1927 года. Рига. Сборная Риги (рабочая команда) – «Трёхгорка». 0:5;

– 21 июля 1927 года. Рига.  Сборная Союза рабочего спорта и самообороны Латвии – «Трёхгорка». 0:9.

 

Как видите, полностью совпадает результат только одной игры, да и матчей, согласно другому источнику, было проведено не три, а четыре. И никто в Риге, оказывается, не смог приблизиться по счёту к «Трёхгорке»...

 

Что ж, вряд ли можно предположить, что речь шла о разных поездках. Ведь даты-то игр полностью укладываются в прокрустово ложе фотокарточки! А вдруг всё же человеческая память подвела, если допустить, что подпись на обороте фотокарточки была сделана значительно позднее события? Так что в любом случае загадка остаётся, а значит, поиски будут продолжены...

 

Искренняя благодарность моим друзьям

за ценные замечания и дополнения,

Андрей Костенецкий


Партнёры клуба
Партнёры лиги