Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
ОТЧЕТ «ТОРПЕДО» ЗА 1949 ГОД И «ДЕЛО СИМОНЯНА»

Здравствуйте!

 

Сегодняшнее занятие по ознакомлению с отдельными вехами торпедовской истории разрешите снова посвятить некоторым событиям (и преломлению их в архивных документах) 1949 года.

 

Основной упор будет сделан на показе и/или цитировании непосредственных фрагментов из дела «Итоговый отчёт о работе футбольной команды мастеров «Торпедо» автозавода им. Сталина…», хранящегося в ГАРФ, фонде № Р-9480, описи № 36, деле № 63, а также по возможности кратких комментариев этого исторического источника.

 

Первым рассмотрим список футбольной команды мастеров ДСО «Торпедо» Москва, отъезжающей на тренировочный сбор в гор. Батуми.

 

Torpedo 1949 GARF 35В указанном списке следующие футболисты: Лексовский, Гомес, Мошкаркин, Каричев, Морозов, Соломатин, Чайко, Сочнев, Г. Жарков, А. Пономарёв, Петров, В. Жарков, Варела, Проворнов, В. Пономарёв, Дьяков, Дуганов, Котов, Коршунов, Симонян*, Запрягаев, Бычков, Панков, Чернецов, Нечаев, Габичвадзе**, Калинкин. Административный состав: Никитин (ст. тренер), Орлов (тренер), Баранов (врач), Тютюнов (пом. адм. хоз.). Документ датирован 15 марта 1949 г., и заверен Никитиным (автограф отличного качества!).

 

* Выделено нами.

 

** В тексте написано с ошибкой.

Но теперь нам предстоит вернуться немного назад по шкале времени, дабы выяснить, каким образом сложился именно этот состав, и насколько он отражает реальность.

Лл. 13-14 – выписка из протокола № 223 заседания секретариата ВЦСПС от 26 января 1949 г. «О подготовке футбольных команд спортивных обществ профсоюзов к соревнованиям на первенство СССР в 1949 году.

 

«Секретариат ВЦСПС считает неудовлетворительным результатом участия футбольных команд спортивных обществ профсоюзов в соревновании на первенство СССР в 1949 году. Московская команда «Торпедо» из 26 игр проиграла 8, в том числе трём командам, стоящим ниже в таблице розыгрыша и заняла только пятое место; команда «Зенит» (г. Ленинград) заняла предпоследнее, а команда «Крылья Советов» (г. Москва) – последнее место…

 

Секретариат ВЦСПС постановляет: …

 

2. Предложить ЦК профсоюза рабочих автомобильной и тракторной промышленности оборудовать к 1 мая 1949 года для Московской команды «Торпедо» постоянное место тренировки и учебных сборов в течение лета.

 

4. В целях пополнения и укрепления состава футбольных команд «Торпедо» и «Локомотив» (г. Москва) удовлетворить просьбу ЦС спортивных обществ о переводе с 1 февраля 1949 года игроков в состав указанных команд по списку, согласно приложения №№ 1 и 2. Игроков, участвующих в розыгрыше первенства СССР по хоккею, перевести с 1 марта.

 

5. Обязать ЦК профсоюза рабочих авиапромышленности (т. Березина) и ЦК ДСО «Крылья Советов» (т. Петрова) обеспечить участие команды «Крылья Советов» до конца розыгрыша первенства СССР по хоккею…».

Наш комментарий к этому документу.

 

В переводе с канцелярского языка, пп. 4 и 5 данного постановления означали если не ликвидацию, то близко к этому – очень существенное ослабление футбольной команды московских «Крыльев Советов», навсегда (или, по меньшей мере, до середины 10-х годов следующего столетия) покинувшей класс сильнейших.

 

Доказательство тому: см. л. 15 – Приложение № 1 – Список игроков, переводимых в состав футбольной команды «Торпедо» в г. Москве.

Torpedo 1949 GARF 15 

14 игроков «Крылышек» планировалось перевести в «Торпедо».

 

Приложение № 2 (л. 16) провозглашало перевод 5 игроков из «Крыльев Советов» (М) в «Локомотив», а также из «Торпедо» в «Локомотив» - Шебилова и В. Панфилова.

Но дальше начинается «самое интересное», если сказать предельно мягко.

 

Здесь опять отметим слегка нарушенный порядок листов в деле, поскольку обратимся сразу к л. 51.

 

Отношение (письмо) председателя ЦС ДСО «Торпедо» Н. Глебова в адрес председателя Совета ДСО «Торпедо» при автозаводе имени Сталина В.В. Громову и ст. тренеру футбольной команды мастеров Н.Н. Никитину (копия, б/д).

 

«На основании решения Секретариата ВЦСПС от 26 января 1949 года, ЦС ДСО «Крылья Советов» своим распоряжением от 17 февраля 1949 года № 25 отчислил из штата команды мастеров с 17/II с.г. для перевода в ДСО «Торпедо» с этого же числа следующих товарищей:

  1. Дуганова Г.И.

  2. Симонян Н.П.

  3. Коршунова С.А.

  4. Алексеева Н.Д.

  5. Архарова П.Т.

  6. Ивашкова В.М.

  7. Баранова А.А.

Центральный Совет ДСО поручает Вам оформить перевод и зачислить в штат команды с 17/II с.г. вышеуказанных товарищей…».

Итак, «на основании…», однако численность переводимых в «Торпедо» игроков сократилась ровно вдвое по сравнению с грозным «приложением № 1»… Дальше – больше.

 

В деле хранится несколько вариантов «жалобных» писем руководства ДСО «Торпедо» ЗиС в различные инстанции (вплоть до маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова), суть которых следующая.

 

Баранов и Ивашков из обсуждения исчезают.

 

Оставались Архаров, Алексеев, Дуганов, Коршунов, Симонян и вновь появился Котов.

 

Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта оформил перевод в «Торпедо» Дуганова и Котова. Алексеев сразу отказался переходить в «Торпедо», почти одновременно подав заявления о переводе в команды «Спартак» и ВВС, а Архаров, Коршунов и Симонян (судя по письмам «Торпедо») первоначально изъявили желание выступать за автозаводцев, написав соответствующие заявления.

 

Коршунов «неожиданно» был призван в войска ВВС.

 

Архаров (вратарь) также проследовал в ВВС. Более того, торпедовец В. Жарков отправился за ними, «поступив на службу в ВВС».

 

Из последних сил торпедовцы пытались отстоять Н. Симоняна…

 

Хронологически, события развивались так.

 

1 февраля заводской совет «Торпедо» ЗиС передал начальнику отдела футбола всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта Савину отношение совета и личное заявление Н. Симоняна и других с просьбой, на основании решения Секретариата ВЦСПС, оформить их переход в ДСО «Торпедо».

 

2 февраля с.г. Всесоюзная футбольная секция вынесла решение о переходе Симоняна в «Спартак».

 

Письма с протестом по этому решению ЦС «Торпедо» направлял председателю и зам. председателя Всесоюзного комитета 20 февраля и 5 марта 1949 г.

 

Из текста нового письма следует, что, якобы, в разговоре с представителем «Торпедо», зам. председателя всесоюзного комитета Романов обещал, что просьба ДСО «Торпедо» относительно Симоняна будет удовлетворена.

 

Однако 10 марта в газете «Вечерняя Москва» появилось сообщение, что «тов. Симонян переведен в команду ДСО «Спартак», и выехал с ней на учебно-тренировочный сбор» (л. 38, 39).

Как мы уже видим, читая архивные документы, действие разворачивалось не совсем так, как об этом рассказал тов. Ларчиков в газете «Советский спорт».

 

«Даже на встречу на завод позвал…» и т.д. – в доступных нам документах такая трактовка подтверждения не находит.

Пояснению ситуации, сложившейся в «Торпедо» уже по ходу сезона, может способствовать рассмотрение докладной записки председателя ЦС ДСО «Торпедо» Н. Глебова от 14 июня 1949 г. (л. 34).

 

Torpedo 1949 GARF 34В ней, в частности, говорится:

 

«Футбольная команда автозавода имени Сталина из 11 игр, проведенных на первенство СССР, 7 матчей провела на выездах, четыре в Москве, из них 3 игры на стадионе «Сталинец».

 

В результате…

 

1) Команда находится в затруднительном финансовом положении.

 

2) Отсутствовала должная учебная работа (частые выезды)… что … в силу случайности, привело к травмам целого ряда игроков (Котов Н., Гомес А., Сочнев А., Соломатин П., Ефимов, Габичвадзе, Панков, Чернецов).

 

С целью улучшения всей учебной работы и лучшей подготовки команды к дальнейшим играм необходимо срочно предоставить команде постоянную учебную базу (Зеленоградская, Удельная и т.п.) и выделить необходимые ассигнования для этой цели.

 

Предоставленное дирекцией автозавода помещение не соответствует назначению учебной базы футболистов (…)

 

Как исключение, прошу обратиться с просьбой в ВЦСПС поместить команду в дом отдыха «Зеленоградская» с 14 по 17 июня».

 

На письме имеется весьма странная резолюция:

 

«Глебову.

 

Куда девалось письмо на имя Секретариата по вопросу команды?».

И далее – материалы конца года.

 

 

 

 

В частности, это список команды и руководства по состоянию на 1 декабря 1949 года (л. 3). Как видим, сведения об игроках включают такие элементы, как фамилия и инициалы, позиция на поле, год рождения, партийность, образование, спортивное звание или разряд. Отметим для себя, что помимо хорошо знакомых большинству читателей мастеров, таких как А. и В. Пономарёвы, А. Гомес, В. Мошкаркин и многих других, в списке числятся такие игроки (перворазрядники), как вратарь В. Сухоставский, 1927 г.р., полузащитник Н.П. Родин, 1929 г.р., нападающий Н. Климов, 1922 г.р., защитники Г.М. Гордзейко, 1925 г.р. и Ю.Н. Панков.

Torpedo 1949 GARF 3

Из них, Ю.Н. Панков известен авторам материала как воспитанник орехово-зуевского футбола, а остальные… Что мы знаем о них? Будем искать…

 

Следующий документ, довольно жёсткий: смена состава команды, сведения об отчисленных футболистах по причине возраста и снижения технических возможностей, либо «слабым техническим возможностям или показателям»… (л. 4).

Torpedo 1949 GARF 4

В первой условной группе названы П. Петров, 1910 г.р., Р.И. Каричев, 1914 г.р., В.С. Проворнов, 1915 г.р., Н.П. Морозов, 1916 г.р., Севидов (дописан от руки, г.р. в документе не указан, 1921 г.р., так и не восстановившийся после старой тяжёлой травмы) и, почему-то, - Б.Л. Запрягаев, 1922 г.р., в действительности, ещё несколько сезонов игравший за «Торпедо».

 

По «слабым техническим данным» указаны Е. Лебедев, М.С. Дарманян, Н. Маркин, И.Г. Дьяков, Б.В. Павлов, Юров (инициалы не указаны), и упоминавшийся выше Сухоставский.

 

«Отчислен» и мобилизованный в Советскую армию В. Калинкин.

 

На этом же листе имеется рукописный список игроков «Торпедо» в возрасте 20-24 лет: Берлизов (23), Тарасов (21, Жуков (22), Большаков (24), Самольтов или Самолотов (?, 21), Фетисов (23), Золотов (21), Буров (23), и Оботов (будущий игрок «Локомотива»?) – с большим знаком вопроса.

 

На л. 5 (печ. 4) характеризуется работа футболистов на тренировках и их участие в других занятиях команды.

 

Обращают на себя внимание сведения о травмированных («временно тренировки прекращены ввиду полученных травм» – В.В. Мошкаркин, Г.И. Жарков; «больные с большими травмами, проходят курс лечения» – Н.Г. Котов, Ю.Н. Панков) и о «вновь принятых» (Климов, Г.М. Гордзейко).

 

Сухоставский, вскоре отчисленный (см. л. 4), в данном списке упомянут как хорошо относящийся к занятиям и тренировкам…

 

Здесь же приведены положительные характеристики В.Н. Орлова (тренер), С.Ф. Тютюнова (администратор команды), а на л. 6 – чуть более развёрнутая характеристика на старшего тренера К.П. Квашнина, подписанная председателем заводского совета ДСО «Торпедо» ЗИС Хатунцевым.

 

Опускаем пока сведения о политико-воспитательной работе (л. 7), но обращаем внимание на проведенные «беседы [футболистов] вне завода» (ЗиС; л. 8): на заводах шарикоподшипников им. Кагановича, «Борец», мотозаводе; в доме журналистов, редакции газеты «Труд» и два посещения детского дома, расположенного на Воронцовской улице.

 

Там же - данные о коллективных посещениях театров, концертов и кино, видимо, сопряжённых с выездами на календарные игры в города Ереван, Тбилиси, Ленинград, Сталинград, Куйбышев и Харьков.

 

На л. 10 находим сведения о тренировочных базах и инвентаре:

 

«Тренировочной базы [своей] команда не имела, пользовались арендой стадиона «Сталинец», были срывы тренировок на данном стадионе ввиду проводимых спортивных мероприятий другими организациями … приходилось пользоваться неблагоустроенными площадками, как 2-е поле «Сталинца», стадион «Мытищи».

 

[Основное поле «Сталинца»] отвечает всем требованиям учебной работы. Хорошо оборудован гардероб, горячий душ, буфет, всё в хорошем состоянии…

 

Выпускаемый инвентарь для команды мастеров желает быть лучше… бутцы пригодны только для тренировочной работы и то не на очень продолжительный срок … мячи новые при накачке не имеют правильной формы, веса и после первой тренировки не могут использоваться в дальнейшем (деформируются)».

 

Помещаем для возможного обсуждения электронный образ л. 11 - учёт сыгранных игроками матчей и посещаемость занятий. Нас в первую очередь может здесь заинтересовать количество сыгранных матчей, календарных и товарищеских.

Torpedo 1949 GARF 11

Давайте разбираться.

 

На первенство СССР в 1949 г. московское «Торпедо» провело 34 игры (если не возражаете). Добавим 5 победных кубковых игр. Получается 39. Примерно на эту цифру выходят А.Н. Сочнев (39), М.И. Бычков и В.С. Пономарёв (по 38), Г.И. Дуганов и А.С. Пономарёв (по 35), у многих игроков – меньше. Но вместе с тем у В.И. Лексовского – 41, а у В.П. Нечаева – 45 календарных игр!

 

Считаем, что в число официальных включены и встречи дублёров, но тогда эта таблица нам не слишком помогает в наших математических подсчётах.

 

Что же, будем хотя бы держать в уме 8 товарищеских встреч (максимум у нескольких игроков), которые и станем впоследствии искать, упорно и методично. Конечно, вспоминаем одну из них - игру с «Вашашем» (1:2), последнюю для «Торпедо» международную, вплоть до 1953 года, до матча с бенгальскими босоногими футболистами…

 

Весной на юге играли, об этом см. ниже, с «Даугавой (4:4), с ВВС (1:1), ВМС (4:0).

 

… Не позднее 1 августа на стадионе «Красное Знамя» в Орехово-Зуеве состоялась товарищеская встреча между хозяевами поля и московским «Торпедо». В составе автозаводцев играли Ал-др Пономарёв (капитан), Мошкаркин, Морозов, Сочнев, Запрягаев, Вик. Пономарёв и др. «Торпедо» одержало победу со счётом 3:1 («Сталинец», 2 августа 1949 г.).

 

Итого найдено товарищеских игр: 1+4=5, кто добавит остальные 3 игры?

 

Л. 12 – поощрения и взыскания членам команды.

Torpedo 1949 GARF 12

Звание «Мастер спорта СССР» (с вручением диплома 1 степени) за год присвоено: В.И. Лексовскому, М.И. Бычкову, Г.И. Дуганову, А. Гомесу, П.П. Соломатину, Ю.Н. Чайко, А.Н. Сочневу, В.П. Нечаеву, В.С. Пономарёву, диплом 1-й степени вручён Н.Ф. Ефимову; А.С. Пономарёву полагался диплом 1-й степени «Отличник автопрома», вместе с тем, за удаление с поля судьёй ему был вынесен вердикт «предупредить»; за тот же проступок его брат «поставлен на вид», как и Ю.Н. Чернецов.

 

Звание «Заслуженный мастер спорта СССР» получил П.И. Петров.

 

Отчёт подписали Квашнин и Орлов – оцените их прекрасно сохранившиеся автографы.

 

Всё-таки именно сюда хорошо подойдёт весьма колоритный отрывок из другого архивного дела: стенограммы отчётно-выборной заводской конференции ДСО «Торпедо» автозавода имени Сталина.

 

Лл. 57-59 - из выступления Громова, и.о. председателя заводского совета ДСО «Торпедо», ещё от 14 апреля 1949 г.

 

Ответы на вопросы:

 

«- Скажите состав футбольной команды. Кто выбыл и кто влился из новых?

 

- Большинство знает. К нам перешла часть игроков «Крылья Советов», защита Дуганов, Котов, Бычков из Сталинграда, нападающие Дьяков, Пономарёв из ВВС и Проворнов, пришедший в Москву в прошлом году из куйбышевских «Крыльев Советов». Самое важное не то, кто сегодня играет, а какая смена. Если в прошлом году мы страдали отсутствием такого дубля, который мог бы выйти на смену мастерам, то в этом году можно ясно представить, что нашим мастерам есть достойная смена в лице Бабачвадзе*, Нечаева и Самохина. Никитин уверяет, что они в этом году будут в этом состоянии, а они рождения 1930 года. И это наша золотая молодёжь, наш золотой фонд.

 

Кто выбыл? Выбыл Жарков Василий. Он дезертировал. Несмотря на то, что Всесоюзный комитет запретил ему переход, он всё-таки ушёл в ВВС, нарушив это решение.

 

Я не буду говорить о Панфиловых, Шебиловых, которые … не подходили для нашей команды. Это мнение не одного Громова.

 

- Хорошо ли подготовилась команда мастеров по футболу к наступающему сезону?

 

- Результаты знаете: 4:4, это плохо, с Долгавой*, 1:1 с ВВС и 4:1 с морскими силами. (Голос: 4:0). Телеграмма говорит о том, что 4:1, а не 4:0, ну, а как она готова, услышим 17 числа по радио».

 

* Таково качество расшифровки стенограммы...

 

Итак, 4:4 - "Торпедо" - "Даугава"; 1:1 - "Торпедо" - ВВС; 4:1 (похоже, прав кричащий с места - 4:0, см. "Сталинец" от 16.04.1949) "Торпедо" - ВМС. Это результаты товарищеских встреч накануне первенства СССР 1949 г.

 

"Услышим 17 числа по радио" - о предстоящей первой игре сезона на первенство СССР, с тбилисским "Динамо" (2:2).

 

Характеризуя настоящую публикацию в целом, можно отметить, что ей, как и нашими предшествующими заметками, тема событий 1949, знакового для команды «Торпедо» года, далеко не исчерпана: остаётся ещё, как минимум, «подготовить полный список футболистов, тренеров, административного состава команды; по возможности максимально узнать не только годы, но и даты рождения, когда прибыл в команду, когда из неё убыл, играл ли за основу или за дубль, а если нет, то куда перешёл (всё это - с помощью соответствующим образом подготовленного запроса в архив отдела кадров ЗИЛа, пока он ещё существует)».

 

По крайней мере, такое задание получено от одного из самых активных участников Исторического клуба «Верим в «Торпедо»!».

 

Что же, как говорилось в одном из великих советских фильмов - «Мухтар постарается».

 

Не за горами уже практически скомпонованный, ожидающий лишь окончательной доработки и переведения в удобочитаемую форму контент электронных образов фрагментов страниц газеты «Сталинец» за вторую половину 40-х, в т.ч. и за 1949 год (один или два из них мы не удержались, и упомянули выше).

 

А над данной публикацией работали Николай Владимирцев и Андрей Костенецкий.


Партнёры клуба
Партнёры лиги