
Сегодня исполняется 60 лет со дня первого матча в основном составе «Торпедо» нашего великого Игрока – Эдуарда Анатольевича Стрельцова.
Нападающий.
Заслуженный мастер спорта.
Родился 21 июля 1937 года в поселке Перово Московской области.
Воспитанник команды московского завода «Фрезер».
Первые тренеры - Зайцев, Левин.
Выступал за «Торпедо» Москва (1954-1958, 1965-1970). В составе автозаводцев провел 222 матча, забив 99 мячей.
Чемпион СССР (1965). Обладатель Кубка СССР (1968).
Лучший бомбардир чемпионата СССР (1955).
Лучший футболист СССР (1967 и 1968).
За сборную СССР провел 38 матчей, забив 25 мячей.
Чемпион Олимпийских игр (1956).
Награжден орденом «Знак Почета».
Скончался 22 июля 1990 года в Москве.
Протокол той встречи в Харькове с местным «Локомотивом» сохранился в фонде Госкомспорта СССР в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). Согласно этому официальному документу, Стрельцов не только вышел на замену, но и забил гол.
Спустя много лет журналист Аксель Вартанян подверг сомнению авторство этого забитого мяча, а некоторые другие журналисты подхватили «сенсацию».
В Еженедельнике «Футбол» (№ 10, 12-19 марта 2010) была помещена заметка Владимира Калинковича, в которой говорилось: «Советский спорт» приписал тот мяч другому торпедовскому нападающему - Виталию Вацкевичу. Того же мнения придерживался в своей заметке и корреспондент автозаводской многотиражки. Более того, там же приводилось вполне документальное свидетельство. По счастливому совпадению, многотиражка поместила снимок как раз четвертого гола «Торпедо», авторство которого и породило сомнения. На фотографии четко видно, как мяч после удара Вацкевича летит в ворота харьковчан. Стрельцова в кадре нет.
«Тогда я решил перепроверить по книге Стрельцова «Вижу поле», - рассказывал о поиске истины Вартанян. - О харьковской игре там вскользь - вышел на замену. О голе - ни слова. И только в следующей игре, с ленинградцами, как отмечает сам Стрельцов, он принес уже кое-какую пользу своей команде. Кому же верить - судье, заполнявшему протокол матча, или футболисту? Ну, скажите, мог ли юноша не запомнить свой первый гол в высшей лиге? Ведь и гол, и выход Стрельцова на замену произошли все на той же 70-й минуте. Вполне допускаю, что судья Клавс, держа в уме фамилию только что вышедшего на поле Стрельцова, ошибочно записал ее в графу «Забитые мячи». Во всяком случае, мне ясно одно - 4 апреля в Харькове Стрельцов не забивал».
Мне представляется, что судья, который вписал другую фамилию в графу «Забитые мячи» (а не просто поставил единичку напротив фамилии, как это делалось в протоколах за более поздние годы) вызывает ничуть не меньшее удивление, чем футболист, забывший свой первый гол. Кстати, ни время замены, ни минуты, на которых были забиты голы, в протоколе не упоминаются. Но этот вопрос – забил, не забил Стрельцов в том матче – столь важный для нас, статистиков футбола, осмелюсь предположить, мало волновал самого Эдика. «Человек без локтей», как назвал книгу о нём Александр Нилин, не боролся за свою славу. Он просто жил в футболе и навсегда в нём остался.
Николай Владимирцев
Теги:
|
Тема:
Блоги
|