Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ: СБОРНАЯ РОЖДАЕТСЯ В КЛУБАХ

Здравствуйте!

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с интервью Александра Семёновича Пономарёва "Сборная рождается в клубах", от 1972 года, сделанное им в период работы тренером сборной СССР, и опубликованное в издании (или в части издания) под названием      "Футбольная правда" в 2003 году.

Материал в виде ксерокопии без указания некоторых поисковых данных хранился в семье Александра Семёновича.

PonomarevIntervie 1ПОНОМАРЁВ АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ (1918-1973)

Прославленный форвард советского футбола 30 - 60-х годов. Играл за команды «Динамо» (Горловка), «Трактор» (Сталинград), Профсоюзы-1, «Торпедо» (Москва), «Шахтёр» (Сталино).

Третий призер чемпионатов СССР 1945 и 1951 годов. Обладатель Кубка СССР в 1949 году, финалист Кубка - в 1947 году. Участник международных матчей с командами Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и Румынии. Входит в символический «Клуб Г. Федотова» (168 голов). Один из ведущих тренеров советского футбола 60-70-х годов, активно вне­дрявший тактическую схему 4+2+4. В 50-70-х годах тренировал «Шахтёр» (Сталино), «Авангард» (Харьков), «Дина­мо» (Москва), «Арарат» (Ереван), «Упонпалло» (Лахти, Финляндия). В 1972 году был главным тренером сборной СССР, в 1971 году - олимпийской сборной СССР. В 1957-1958 годах работал с юношеской сборной СССР. Под его началом сборная СССР в 1972 году стала вторым призёром чемпионата Европы и третьим призёром Олимпийских игр, а динамовцы Москвы в 1963 году стали чемпионами СССР, а годом ранее – вторыми призёрами чемпионата страны.

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Сборная рождается в клубах.

Александр ПОНОМАРЁВ

Так считал наш выдающийся центр форвард и тренер Александр Семенович Пономарёв. В этом году ему исполнилось бы 85 лет, но уже 30 лет как его нет с нами. Однако мы убеждены, что идеи и опыт этого замечательного мастера обязаны быть востребованы именно сейчас, когда совершенно не определены ни методы работы сборной, ни её игра, когда порочная практика совместительства тренерских постов в клубах и сборной вредит в равной степени всем. Если учесть к тому же, сколь важ­ную роль в клубных командах играют сейчас легионеры, то постулат, вынесенный в заголовок, в наших, ненормальных для развития футбола условиях тем более теря­ет смысл. И можно со всей уверенностью утверждать, что до тех пор, пока этот смысл не будет обретен вновь, о выходе в финал (не путать с финальной стадией!) чемпионата Европы, чего добилась сборная при Пономарёве, нечего и мечтать.

Предлагаемое вашему вниманию интервью Александр Семенович дал в тот момент, когда принял сборную СССР в начале 1972 года. Кто мог тогда знать, что судь­бой ему было отпущено лишь полтора года жизни? Но он успел вместе с командой занять второе место в Европе и третье на мюнхенской Олимпиаде. А главное - претворить в жизнь многое из того, о чем сказал в интервью и что актуально и по сей день.

 

- Сначала вопрос, Александр Семе­нович, не как тренеру сборной, а как лучшему бомбардиру чемпионата страны: почему так мало забивают наши форварды?

- Это, я думаю, волнует всех. Но хочу заметить: не только в нашем футболе упала результативность. Сокрушаются по этому поводу даже англичане и бра­зильцы. Мне кажется, весь мировой футбол на протяжении последних лет в той или иной степени переживает голе­вую недостаточность. Действительно, раньше форварды забивали больше. Почему? Да потому, что существовав­шие ранее тактические методы ведения обороны долго не менялись. Нападающие изучили их досконально и научились преодолевать. Развитие футбола - это постоянное соперничество обороны и атаки. Когда атака стала брать верх, оборона начала принимать контрмеры. Появление четырех защитников сразу резко снизило результативность. Ныне футбол находится на том этапе разви­тия, когда верх берет защита, а атака должна искать способы и средства, что­бы лишить оборону завоеванного преимущества. Этим, понятно, и объясняет­ся появление лозунга: «За атакующий футбол». Словом, построение обороны сегодня опережает сегодня по своей практичности построение атаки.

 

- Но раз в этом смысле форвардам стало труднее, они должны приобретать какие-то более совершенные качества...

- Безусловно, эволюция коснется не только тактики. Индивидуальное мас­терство, новые технические элементы помогут нападающим догнать и пере­гнать, превзойти   игроков обороны. С одной стороны, соперничество в так­тике, с другой – в мастерстве. Чтобы нанести прицельный удар из трудного положения при скоплениии гроков, не­обходимо прежде всего выиграть время. За счёт чего? За счёт мгновенного исполнения технического приема. Удар по воротам надо наносить после одного касания мяча, второе - уже удар! Если раньше форвард должен был, как бы точнее выразиться, приспособить для себя мяч, подготовить его для удара, то теперь он должен сам приспосабли­ваться к мячу, бить из неудобного поло­жения, с любого отскока.

 

- Значит, прежде всего техника. А ат­летизм?

- Атлетические качества теперь при­нимают несколько иную окраску. Сила, мощь, пробивная способность отходят на второй план. В атлетической подготовке главное сейчас - ловкость, гибкость. координация. И конечно, скорость. Чтобы приспособиться, как я го­ворил, к мячу, необходимо быть быстрым и координированным. Вообще же, думается, период превосходства обороны над атакой подходит к концу. Я не удивлюсь, если в ближайшем будущем защитникам придётся вновь задумы­ваться над тем, что же противопоста­вить форвардам.

 

- В связи с тем, что вы говорили о та­ктике: должна ли сборная следовать игре клубов или может принять на воору­жение собственную тактическую систе­му независимо от того, играют так клу­бы или нет?

- Вы, очевидно, имеете ввиду опыт Рамсея 1966 года, когда сборная Анг­лии играла так, как до этого не играл ни один английский клуб. Мне все же ка­жется, что манера и система игры сбор­ной должны брать истоки в своем клуб­ном футболе и, соответственно, тактика сборной должна строиться на основе лучших достижений клубов. При этом сборная имеет возможность все это ис­пользовать широко, всесторонне - у нее ведь лучшие исполнители, а, кроме того, тренеры клубов не держат обычно в секрете от тренеров сборной свои тактические находки.

 

- Выходит, при комплектовании сбор­ной ваша исходная позиция: лучшие иг­роки и затем для них тактика, а немыс­ленное создание модели игры и под нее подбор игроков?

- В идеале, конечно, следовало бы действовать вторым методом. Если в клубах есть большой выбор высоко­классных исполнителей, разнообразных игровых манер и амплуа, тренер сбор­ной может сконструировать мысленно модель  игры команды, соответствующую его вкусам, творческим взглядам, тур­нирным задачам, а затем выбрать под­ходящих исполнителей. Но это мечта. Так может быть только в идеальном случае. На практике же мы вынуждены собирать лучших игроков из разных команд, жела­тельно связками или линиями, и после этого, когда мы видим, что имеем, под­бирать тактические варианты.

 

PonomarevIntervie 2- Значит, не может случиться так, что­бы какой-то игрок вам, как тренеру, нравился, обладал хорошими качества­ми, но его манера игры не подходила сборной команде?

- Все же так может быть, и опять-та­ки потому, что ограничен выбор испол­нителей. Здесь нет противоречия. Огра­ниченность выбора не позволяет жерт­вовать, например, хорошим полузащит­ником-универсалом ради даже отлич­ного полузащитника атакующего плана. Если иметь как минимум двух-трех первоклассных полузащитников-универса­лов, то можно спокойно вводить в со­став лишних форвардов. Но поскольку большинство игроков способны выпол­нять ограниченные функции, приходит­ся порой жертвовать кем-то исходя из практических соображений. Думаю, так ответил бы каждый из тренеров, рабо­тавших со сборной.

 

- А может быть наоборот: вы берёте игрока, который не отвечает вашему вкусу, имеет очевидные недостатки, но нужен сборной для решения локальной задачи?

- К сожалению, и так случается. У сборной команды от одного-единственного матча часто зависит ее даль­нейшая турнирная судьба. Конечно, ес­ли заглядывать в будущее, если решать не разовую задачу, то футболистов с яр­ко выраженными недостатками, попро­сту говоря, игроков невысокого класса в сборной не должно быть. То, что они изредка попадают в нее из-за нехватки классных игроков, это беда нашего фут­бола, а не вина тренеров.

 

Легендарные капитаны (слева направо): Алексей Гринин (ЦДКА). Василий Соколов («Спартак»), Леонид Соловьев («Динамо») и Александр Пономарев(«Торпедо»)

 

 

- Предполагаете ли вы давать тренерам клубов задания, обращаться с просьбами по поводу того, кого и как поправить для сборной? Или будете просто выбирать лучших по качеству игры в чемпионате страны?

- Думаю, состав сборной не претерпел больших изменений. Безусловно, какие-то поправки в ходе сезона мы будем делать, привлекать тех, кто явно выделяется в матчах чемпионата. Однако главная задача - чтобы игроки сборной полностью раскрывались в своих клубах. Для этого необходимы теснейший контакт с тренерами, составление совместных планов работы.

 

- Надо ли понимать это так, что в сборной футболисты будут использо­ваться лишь в тех амплуа, выполнять те же функции, что и в клубах?

-   На 90 процентов это будет так. Возможны лишь минимальные исклю­чения, скорее, лишь уточнения игровых заданий. Кстати, ведь в клубе один и тот же игрок в различных матчах вы­полняет и различные обязанности, его функции несколько меняются в зави­симости от того, с кем, где и когда игра­ет команда.

 

- Много говорят о сыгранности сбор­ной в связи с необходимостью прово­дить длительные совместные тренировки её игроков. Однако в вашем плане - лишь краткосрочные сборы.

- Чем грамотнее и класснее игроки, тем меньше времени нужно им, чтобы достичь взаимопонимания. Составляя план, я исходил из своих знаний о кан­дидатах в сборную, основывался на до­верии к ним, на уважительном отноше­нии к их мастерству.

Слишком долгие сборы - я в этом убеждён - себя не оправдывают, идут во вред и сборной и клубам. Но все же жизнь покажет, не переоценили ли мы способности наших футболистов. Воз­можно, придётся несколько увеличить время на совместную подготовку к от­ветственным соревнованиям.

 

PonomarevIntervie 3- В 1963 году московское «Динамо» под вашим руководством стало чемпионом страны, а в следующем сезоне в сборную в разное время привлекались 13 (!) динамовцев, и в чемпионате клуб лихорадило...

- Да, я хорошо помню об этом и учи­тываю интересы клубов. Вот и сейчас, в начале февраля, в первую поездку сборная отправляется без футболистов киевского и московского«Динамо». Ки­евляне сами выехали в турне для встреч с сильными зарубежными клу­бами, это им необходимо для подготов­ки к выступлениям в Кубке чемпионов.

Москвичам же вот-вот предстоят встре­чи в Кубке кубков. Поэтому мы не отрываем игроков этих команд, хотя сбор­ной лучше было бы собраться в полном составе. И в ходе сезона мы будем брать в сборную только тех, кто дейст­вительно нужен. Я твёрдо убеждён, что нельзя интересы сборной и клубов рас­сматривать отдельно: все связано во­едино - и их успехи, и их неудачи.

1972

Комментарий «ФП». Взгляды и сооб­ражения, высказанные опытными, дума­ющими специалистами, интересны не только тем, что дают широкое представле­ние о методах и практике работы сборной. По ним можно вообще судить об уровне мышления современного футбольного тренера, о тех игровых и организационных проблемах, над которыми тренер обязан думать и которые ему приходится решать. Мы готовы предоставить трибуну не только главному тренеру националь­ной команды, но и тем специалистам, ко­торые работают со сборными России раз­ных уровней. Что же касается первой сборной, то, если ей удастся ответить на критику не словами, а результатом (ска­жем, выходом в полуфинал первенства континента), мы будем только рады.

1963 год. Этот тренерский штаб привел московское «Динамо» к победе в чемпионате страны. Слева направо: Всеволод Блинков, Василий Павлов и Александр Пономарев.


Партнёры клуба
Партнёры лиги