Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ АКАДЕМИИ ФК «ТОРПЕДО МОСКВА» ВЯЧЕСЛАВОМ ЛЫСКИНЫМ

Обсудили с директором клубной Академии Вячеславом Лыскиным его первый месяц работы — о том, что сделано и планах на будущее.

— Вячеслав Борисович, месяц в должности директора торпедовской Академии. Расскажите о своих впечатлениях. Как проходили ваши первые дни, с какими сложностями вы столкнулись?

— Очень интересно, много идей, которые можно реализовать, и энергии для реализации этих идей. У меня есть структура, как может функционировать Академия в голове и опыт, который можно применить. Хочется помочь ребятам избежать ошибок, которые я сделал в свое время, будучи футболистом. У нас не было той информации в открытом доступе и тех специалистов,  которые есть сейчас. Будем стараться привести весь штаб к общему знаменателю: чтобы мы смотрели в одну сторону, понимали, куда идем, что хотим сделать. Основная сложность — много информации в единицу времени «свалилось», её нужно было систематизировать, чтобы наметить краткосрочные шаги, что будем делать. Нужно было со всеми познакомиться, у всех заканчиваются контракты в декабре — необходимо было принимать кадровые решения. Нужно было определить наши точки роста, зоны, которые мы можем улучшить в моменте.

— В первые недели работы Вас можно было встретить практически на всех тренировках и товарищеских матчах нашей Академии. Уже успели отметить хороших футболистов?
— Понятно, что, говоря о детях, есть очень много факторов, которые влияют на то, попадут они в профессиональный футбол или нет. Не могу прямо сейчас сказать: «Да, у нас все классные» или «Нет, нет таких». У нас есть игроки с хорошими качествами, которые нужно развивать, и они могут вырасти в профессиональных футболистов. У нас есть цель, чтобы наши воспитанники играли в основной команде. По каждому футболисту  будет создан профайл — карточка развития игрока. Чтобы ее составить, нужно собрать достаточно много информации. Субъективная информация — личные впечатления тренера возраста, селекционера, старшего тренера. Объективного характера — тестирование. Мы уже провели тестирование старших возрастов, младших ребят протестируем в январе. Будем планомерно работать, анализировать всю информацию, сравнивать их развитие на определенных этапах. 

— В этом году Академия в третий раз в своей истории выпускает игроков. На этот раз — команду 2006 года. Некоторые из ребят привлекались к матчам молодёжки, некоторые — к матчам среди ЛФК. На ваш взгляд, какой процент перспективных ребят может остаться в структуре «Торпедо» и развиваться дальше? 
— Очень сложный вопрос, на самом деле. Есть мысли на этот счет, которые мы начали пробовать реализовывать. Некоторых выпускников мы на прошлой неделе отправляли на просмотр в команду Второй лиги. Есть ребята на профессиональных контрактах и на стипендии. Таких игроков мы постараемся показать «Торпедо-2» и «Юности Москвы». Ребята, которые в последнее время привлекались к тренировкам основной команды, получат шанс проявить себя на сборах. 

— Главная команда «Торпедо» начала на регулярной основе привлекать игроков нашей молодежки к тренировкам. Как вам кажется, какими качествами должна обладать ребята, чтобы их все чаще приглашали, а потом и вовсе предложили контракт?
— Это наша задача на ближайшие несколько лет — подготовить игроков для профессионального футбола. Очень сложно сделать так, чтобы сразу после выпуска молодой игрок был готов. Поэтому у нас есть структура: вторая команда, основная. В будущем появится и молодежная команда, чтобы ребят «дошлифовывать». Будут внутренние договоренности с основной командой, какие им нужны игроки. Если говорить о качествах, то есть понятные всем требования: например, крайний нападающий должен быть быстрым, «взрывным», обострять игру, уметь обыгрывать один в один. Если отбросить требования к позициям, то очень важно, чтобы ребенок был готов много трудиться и развиваться. Часто талант проигрывает труду. Ребята-трудоголики зачастую получают больше преимуществ, чем те, кто делает ставку исключительно на талант. Я бы пожелал ребятам сконцентрироваться на одной цели и отбрасывать все, что мешает достижению этой цели. Мы будем стараться помогать им в этом. Но это должно идти с двух сторон. 

— Многие тренеры, подводя итоги сезона Летнего Первенства, обращали внимание на главную проблему — селекцию. Каким вы сейчас видите возможное решение этого вопроса?  
— У нас будет работать селекционный отдел, который будет тщательно просматривать и Подмосковье, и московские, и региональные лиги. На данный момент мы находимся в процессе переговоров с несколькими скаутами. Со временем у нас появится и аналитический отдел: больше объективности будет в оценке игроков и команды в целом. Возможно, в ближайшее время к составу нашей Академии присоединятся новые специалисты. Надеемся, что в будущем у нас появится возможность для проживания иногородних футболистов. Этот вопрос тоже в процессе проработки. 

— В августа 2023 года обучение в Академии стало бесплатным. Теперь у нас не «набор», а «отбор» в Академию. То есть по сути теперь стать торпедовцем стало сложнее, чем было раньше. Что мы можем предложить детям? Выделите несколько преимуществ.
— У нас есть вертикаль: главная команда с задачей выхода в РПЛ, команда во Второй лиге, со следующего сезона у нас будет молодежная команда для выпускников. Ребятам старших возрастов мы готовы предлагать контракты и стипендии. К 2026 году у нас появится свой стадион. Мы работаем над кадровыми улучшениями в тренерском составе, хотим, чтобы в каждой команде работало по два тренера.
«Торпедо» - клуб с великой историей, который в следующем году будем отмечать столетие. За «Торпедо» всегда было почетно играть. Хочется, чтобы тут ребята чувствовали себя как дома. Когда я готовил презентацию на тему «Как я вижу развитие Академии?», у меня всплыла фраза: «В «Торпедо» ты дома». Но никто не гарантирует, что ты всегда будешь как дома, если перестанешь развиваться. Спортивный принцип все равно будет главенствовать. 

— Очевидно, что есть достаточно много ребят, которые хотят приехать на просмотр из других городов. Планируется ли со временем открыть у нас клубный интернат? Какая основная трудность в этом процессе?

— Мы работаем в этом направлении. Основная сложность организационного и юридического характера. Нужно четко понимать, как это будет работать, кто будет следить за детьми, как организовать питание. Руководство клуба эту идею поддерживает. Нужно выбрать вариант реализации этой идеи. Конечно, цель у нас глобальная, мы хотим, чтобы в ближайшие 3-4 месяца у нас что-то появилось. Но есть объективные сложности, поэтому, я думаю, в течение полугода у нас получится запуститься. В будущем у нас появится и спортивный класс. В следующем году я ставлю в план общение со школами, которые нас окружают, на эту тему.

— Можем ли мы как-то финансировать проживание воспитанников на данный момент? Выделить средства, например, чтобы помочь талантливому молодому игроку с арендой квартиры… 

— Это решается индивидуально с каждым игроком. Вопрос спортивного принципа. Если мы понимаем, что в текущий момент игрок сильнее тех, кто у нас есть, или у него есть качества, которые мы можем развить, и потенциал, то мы готовы инвестировать в него. 

— Вы были профессиональным футболистом. Играли на позиции защитника, большая часть карьеры пришлась на Вторую лигу. Расскажите чуть подробнее про это.

— Мама привела за ручку. Спросила: «Пойдешь?», я сказал: «Пойду». Меня привели в команду 1985 года, мне было 6 лет. Видимо, я ее так затерроризировал, не знаю. Мне сказали, что еще рано, не тяну, приходите на следующий год. Считаю, что в этом плане мне повезло, на следующий год попал к И.В. Кондулинскому – тренеру, который учил играть в футбол. Это была обычная школа около дома — «Красногвардеец». Последние два года я провел в «Торпедо»: с тренером Александром Дозморовым мы выиграли чемпионат России, Кубок Москвы. За полгода или за год до окончания нам предложили первые контракты. В 16-17 лет я дебютировал за дубль при Николае Васильеве, игра в Ярославле была. Потом съездил с главной командой на сборы, травма, потом аренда в «Спартак» (Нижний Новгород) в Первой лиге. В«Спартаке» год сложился неудачно: прооперировался, почти не играл, потерял год, считаю. Потом вся карьера во Второй лиге прошла. Получилось не так, как хотелось. Я сам много ошибок наделал. К примеру, когда я был травмирован, рядом не оказалось человека, который объяснил бы , что восстановление — это очень важная история. Понимание, что нужно трудиться, пришло поздно. Этот опыт идет «в плюс» мне сейчас, я понимаю, что могут повлечь за собой неправильные решения.  

— Как жизнь свела вас с Александром Рязанцевым?

— Мы же оба воспитанники 1986 года рождения. Когда я пришел, в 15-16 лет. Больше 20 лет дружим.

— Почему приняли решение завершить карьеру?

— Чем старше я становился, тем очевиднее было, что карьера идет не по плану, плюс травмы. Меня мучило колено, два раза операцию делал. Я устал, карьера шла по нисходящей.

— И как дальше сложилась ваша жизнь?
— Какое-то время я провел в коммерческом футболе, работал тренером. Был старшим тренером. Потом пришла идея организовать проект по примеру тех, что делают в Штатах, они называются Combine, Tryout. Я тоже там участвовал, приезжал на просмотр. Предложил своему другу сделать такое у нас тут для детей. Чтобы любой желающий мог продемонстрировать свои навыки. Скаутов на всю страну у нас мало, не до всех команд они добираются. Основная идея — дать шанс любому. Реализовали проект успешно. Некоторые участники уже с профессиональными контрактами, кто-то в сборную вызывается. Для нас это успех. Свой опыт стажировок в Европе я реализовал в футбольных лагерях. Постоянно учился: и по тренерской линии (психология, физическая подготовка), и по спортивной нутрициологии, и по скаутингу.  

— Почему вы захотели работать именно с детьми? 
— Само собой так сложилось. Мне это нравилось. Я для себя решил, что со взрослыми работать — не моё, я не готов. Мне интересно создавать что-то новое. Для своего развития я бы хотел сейчас пройти обучение на тренерскую лицензию, в РФС еще есть пилотная группа «РФС менеджмент». Раньше я больше погружался в скаутинг и психологию, сейчас мне интересно управление, менеджмент и лидерство. Это большой вызов для меня: хочется не подвести людей, которые мне доверяют и дали шанс.

— В начале декабря вы ездили на стажировку в Академию «Зенита» и «Алмаз-Антей». Какие аспекты в их работе вы для себя подметили?

— Это две очень разные Академии с собственными концепциями. Нам есть, что взять для себя. От взаимодействия с тренерским составом до выстраивания работы всей Академии. Очень полезная поездка. Мне понравилось, что у нас завязались хорошие отношения с руководителем «Алмаз-Антей» Максимом Крычановым: он помогает полезными советами, мы с ним находимся на связи. Максим показал, как у них все работает. 

— В 2023 году нашу команду ЛФК пригласили сыграть товарищеские матчи в Индонезии. Скажите, планируется ли в следующем году организовать подобные международные матчи?

— Честно говоря, пока я не знаю.. Я «за» участие в любых соревнованиях. Для ребят это бесценный опыт, для тренера — точка роста. Мы будем руководствоваться пользой, которую мы получим, и расходами. Я однозначно «за». Это престиж Академии. Но прямо сейчас не могу сказать, что мы поедем куда-то. 

— Больной для многих вопрос: обе наши молодежные команды не заявлены в Чемпионат Москвы среди ЛФК. Чем обусловлено такое решение и чего ждать в будущем?

— Я не буду публично говорить, чем обусловлено данное решение. Это внутреннее решение руководства клуба. Принимая решение, рассматривалась эффективность вложений. Есть более фундаментальные вещи в Академии, которые сейчас требуют нашего внимания. В следующем сезоне мы будем отталкиваться от того, что получится сделать в Академии, где будет главная команда. Я уже встречался с игроками 2007 и 2008 годов рождения, объяснял, что развитие у них будет, возможность пробиться в профессиональный футбол тоже. Какой-то вариант для молодежи обязательно будет. 

— Планируется ли заявлять команды Академии в ЮФЛ? Чтобы наши ребята выступали на всероссийском уровне. 
— Есть федеральный и региональный ЮФЛ. Пока что я не вижу ресурсов, за счёт чего мы можем туда попасть. Команды, которые попадают в ЮФЛ, утверждаются Исполкомом РФС. Нам нужно будет на эту тему консультироваться. Это план не на завтра. Нам нужно стараться участвовать в максимально элитных юношеских турнирах. Но  необходимо отталкиваться от того, в какой точке мы сейчас. В данный момент нужно сфокусироваться на выступлении в Первой Лиге Москвы, планировать выход в Клубную лигу, держать в голове ЮФЛ. Нужно сделать конкретные шаги, чтобы там оказаться. Мы должны быть готовы к этому. 

— С этого года мы начали сотрудничать с футбольной школой «Адмирал ВМФ» и университетом МИРЭА. Можете, пожалуйста, рассказать поподробнее об этом?

— С «Адмиралом» мы пока в начале пути. Мы встретились с руководителем, обозначили точки соприкосновения. Возможно, они будут не единственными, с кем мы будем сотрудничать, они начали нам предлагать футболистов. Будем оказывать методическую поддержку тренерам. С МИРЭА мы будем также детально прорабатывать возможности для сотрудничества и тесных отношений со студенческим спортом.

— Есть ли у нас в планах сотрудничество с другими спортивными организациями?

— Обязательно. Постепенно партнерские программы будут расширяться и охватывать юг Москвы, впоследствии Москву и другие регионы. 

— Отдельный блок вопросов про развитие женского футбола в нашей Академии…

— Я двумя руками «за» развитие женского футбола, полностью поддерживаю эту историю. Тренер у нас просто энерджайзер в этом плане. 

— Тренер ЖФК Наталья Дорошева при подведении итогов участия в ЮФЛ-девушки и Летнем Первенстве упоминала про участие в ЮФЛ-девушках и создании молодежной команды. Какие шаги делаются для этого?
— Мы общаемся и обсуждаем возможности. Намечаем план. Но первоочередные задачи — разобраться с мальчиками. Есть объективные сложности в плане отбора игроков для женских команд. С девчонками тяжелее: их меньше и конкуренция за них высокая. Мы идем в этом плане не номером один. Невозможно все вопросы решить одним махом. 

— Чего ждать девчонкам в следующем году?
Они будут участвовать в Зимнем и Летнем Первенстве. Заявились в ЮФЛ-девушки до 16 лет. Но там важно учесть кадровый нюанс - собрать команду.

— Какие цели и задачи у нашей Академии на следующий год?
— Задача — развивать игроков, создать фундамент, на котором мы будем стоять. Создать эффективно работающий селекционный отдел. Усилить тренерский штаб, привести всех к одной цели, чтобы мы смотрели в одну сторону. Нельзя за месяц сформировать цели на сезон. По селекции: нужно несколько человек, создать скаутинговую сеть. Чтобы были отчеты по всем игрокам. По штабу: усилиться качественными специалистами. Решить вопросы по инфраструктуре. Сделать шаг в плане аналитики. Чтобы появились объективные показатели по игрокам, чтобы был план развития каждого игрока. Задачи «любой ценой занять первое место» пока нет. Цель на сезон будет сформулирована до начала Летнего Первенства.

— Планируются ли зимние сборы между Первенствами? Если планируется, то где?
— Это скорее весенние уже будут. В планах есть, но пока что точно сказать не могу, где именно будем их проводить.

— В продолжение темы сборов — в августе два года подряд команды Академии ездили на УТС (в Сочи и Кисловодск). Вы уже рассматривали конкретные варианты на лето? Готовы ими поделиться?
— Я думаю, ближе к концу января будет понимание. 

— Ранее, в своем первом интервью вы сказали, что «руководство клуба согласовало увеличение инвестиций в инфраструктуру,  расширение кадрового состава и улучшение условий сотрудников Академии». Расскажите по каждому пункту подробнее, пожалуйста. В ближайший год каким образом будет улучшена инфраструктура? 
— Мы находимся в поисках потенциального стадиона, куда бы мы могли зайти всей Академией для тренировок. Сейчас ведем диалог с Лужниками, чтобы расширить наши часы. Есть поле у ФОКа «Торпедо»— возможно, будем оптимизировать здесь расписание. Тренировочный план будем совершенствовать: добавлять специальные тренировки, к примеру, на координацию для младших возрастов, для старших — работу в тренажерном зале. 

— Расширение кадрового состава — каких специалистов и в какой срок планируется подключить к работе? 
— Я планирую, что в штате будут два тренера по физподготовке и стажер. Надеюсь на взаимодействие с основой. Кандидатов на эту позицию рассматриваем вместе с Ольгой Смирновой из главной команды. Мы планируем появление в штате скаута. Далее селекционеры либо в штате, либо на аутсорсе. Планируем, что у команд старших возрастов будет по два тренера. Над всем этим работаем прямо сейчас.

— Каким образом будут улучшены условия работы сотрудников Академии?
— Это вопрос не финансов. Я рассчитываю, что у нас внутри будет атмосфера, в которой старшие коллеги будут передавать свой опыт менее опытным специалистам. Улучшим работу селекции. Надеемся, что появится учебный класс для видеоанализа. На это нужно время. В будущем и аналитика будет у нас работать, будем регулярно проводить тестирование. При этом хочу отметить, что финансовые условия в нашей Академии одни из лучших в Москве и России.

— Последний вопрос — какие цели на ближайшее время стоят перед вами?
— Я хочу, чтобы наши игроки вызывались в сборную. Чтобы по десять игроков старших возрастов подписывали профессиональные контракты. Чтобы за ними «бегала» вся страна. 


Поделиться
Партнёры клуба
Партнёры лиги