Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
ОЛЬГА СМИРНОВА: «ПОЩАДЫ НЕ БУДЕТ!»
15.11.2023 / Интервью

Первое интервью нового тренера чёрно-белых по физподготовке.

- Ольга, вы — двукратная чемпионка России по бегу, мастер спорта по легкой атлетике. Как вы вообще попали в профессиональный футбол? 
- Я долгое время работала тренером по бегу и функциональному тренингу в российском офисе Nike. В какой-то момент вдруг поняла, что мне интересно тренировать детей и параллельно с основной работой начала брать тренировки для маленьких футболистов. Выкладывала это в соцсети плюс параллельно училась на тренера-преподавателя, потому что понимала, что для работы с детьми мне необходимо педагогическое образование. На мои соцсети многие начали подписываться, смотреть упражнения. В какой-то момент мне в direct написал директор Академии «Спартака», поздравил с окончанием обучения и поинтересовался, какими дипломами и лицензиями я обладаю. Затем я пошла обучаться на BLACKROLL (миофасциальный релиз) — проще говоря, это раскатка на роллах. 7 лет назад это направление только зарождалось в России, я была мастер-тренером. Спустя некоторое время меня пригласили на собеседование в «Спартак» и сказали, что хотят дать шанс проявить себя. Через месяц стажировки я стала первой девушкой-тренером в московских Академиях, которая работала и на поле, и в зале. Не тренером по фитнесу, а именно полноценным тренером по физподготовке.  

- Как чувствовали себя, оказавшись в специфическом мужском коллективе? В первое время возникали какие-то трудности?
- Когда я пришла в Академию, мне дали 2006 год рождения и 2001-й. Среди ребят 2001-го года тогда был Руслан Литвинов, который сейчас играет за «Спартак» в РПЛ. На ребятах 2001-го года набила все шишки (смеётся). Первое время было сложно «поставить себя» с 17-летними, потому что раньше индивидуально я работала только с 7-9 летними детьми. Я по привычке представилась им как Оля, потому что в беге нет отчеств, там все равны (улыбается). В Академии же всех принято называть по имени-отчеству. В итоге сразу была немного нарушена субординация, и многие ребята стали обращаться ко мне на «ты». Иногда меня вовсе могли не слушать. Тогда я ещё не понимала, что в детско-юношеском футболе самое действенное — это кнут. Где-то надо иногда «пожестить». Я позиционировала себя как их друг. Позже я переосмыслила это и смогла выстроить субординацию, лучше понять, где нужен кнут, а где — пряник. Начиная со второй по счёту команды, которую я приняла в «Спартаке», у меня выработался определенный стиль работы: достаточно требовательный, но в то же время доброжелательный. 

Каждая команда полна индивидуальностей: иногда лучше воздействовать через лидеров, а иногда — через тренера. В каждом случае по-разному. 

- Следующей ступенькой в вашей карьере стала главная команда «Спартака». Как произошёл этот переход?
- В тот момент я работала в Академии с 2004-м годом рождения. Так сложились обстоятельства, что ребята перешли к другому тренерскому штабу. Практически сразу же из-за болезни тренера по физподготовке первой команды меня пригласили помочь им на тренировках и в проведении тестирований. В течение 2-3 месяцев подряд я совмещала работу в основе с работой в Академии, было тяжело, я спала по 3 часа в сутки. Но все это ради достижения своей цели. Контракт с основой мне дали в конце сентября 2021 года. Руй Витория (в тот момент главный тренер «Спартака» — прим. ред.) был не против. Я прошла всю Лигу Европы вместе с ребятами: через травмы, через восстановления. Позже продолжила работу с итальянским тренерском штабом Ваноли. 
 
- Были ли у европейских специалистов какие-то гендерные предрассудки, которые, не секрет, нередко присутствуют у отечественных тренеров «старой школы»?
- У Руя Витории не было никаких предрассудков или стереотипов «мужчина — женщина». Он максимально доверительно относился ко всем членам тренерского штаба, ему было важно, чтобы каждый хорошо выполнял свою работу. У итальянского штаба сама работа тренеров по физподготовке выстраивалась иначе: при Ваноли объем работы резко сократился, ему не нужен был такой подробный анализ, сократилось время, которое мы проводили в зале. В какой-то момент меня перевели на реабилитацию травмированных игроков. Но я позиционирую себя именно как тренер по физподготовке, поэтому решила двигаться дальше с командами из Академии. Снова приняла команду 2006-го года рождения, поскольку до этого долго работала с ними. Неделю назад, в воскресенье, я их выпустила: считаю, что растёт очень достойная смена. Завершился серьёзный этап, история закольцевалась.  

После работы в основном составе не так интересно работать в Академии, если только ты не «горишь» этими ребятами. Представьте, один уровень работы в команде уровня РПЛ, и совершенно другой — с детьми. Хотя по объёму не сказать, что самой работы меньше. К примеру, в старших возрастах в Академии на каждую команду приходится свой тренер по физподготовке. 

DSC03248.jpg

- Как возник вариант с «Торпедо»? 
- В течение года были предложения из регионов России, но не «цепляло». А в один из вечеров, обрабатывая датчики, я получила сообщение от человека с новостью, что в «Торпедо», скорее всего, будут рассматривать нового тренера по физподготовке. «Интересно ли это тебе?» — спросил он меня. То есть это было не прямое предложение, а чисто гипотетическое. А я очень загорелась этим! Готова была рассмотреть, если понравится. Тем более, что «Спартак» и «Торпедо» — клубы-побратимы. 

- Расскажите про своё знакомство с руководством «Торпедо», с тренерским штабом.
- На первой встрече с руководством клуба я в основном рассказывала свою историю, своё видение работы. На второй —  проходила собеседование с Артёмом Сергеевичем Горловым. Там был уже более детальный разговор: как я организовываю тренировки, рассчитываю, делаю микроциклы, паузы на отдых и так далее. За две встречи, видимо, удалось убедить и понравиться.

- Был ли какой-то конкретный запрос со стороны главного тренера?
- Желание каждого тренера — движение вперёд. Это как раз работа тренера по физподготовке. Например, после быстрой ответной атаки нужно переключиться и сделать новый рывок. 

DSC03502-1.jpg  

- На первой тренировке уже удалось понять, кто из игроков в каких кондициях находится?
- Сложно что-то сказать после одной тренировки. В будущем, конечно, нужно делать всё интенсивнее. Но сейчас у нас заканчивается первая часть чемпионата, поэтому пока главное — не навредить. А со сборов начнём работать уже полноценно. Пощады не будет (смеётся).

- То есть в ближайшие две недели пока не стоит ждать чего-то сверхъестественного в плане изменений физического состояния футболистов?
- Обычно результат тренера приходит позже. Плюс многое зависит от заложенной базы. Когда меняется тренер по физподготовке, то это сложно для команды, так как появляются новые требования. Постараюсь сохранить ребят без травм и добавить эмоциональных упражнений. Нужно их зарядить на концовку первой части сезона.

- По 10-балльной шкале как оцениваете планы на зимние сборы?
- На 11. Главное, чтобы потом меня не купали в бассейне с холодной водой (улыбается).



Тема:
Интервью
Поделиться
Партнёры клуба
Партнёры лиги