Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ ЛЕБЕДЕНКО САЙТУ «МАТЧ ТВ»
04.08.2023 / Интервью

Корреспондент «Матч ТВ» пообщался с Лебеденко после тренировки автозаводцев в «Лужниках» и узнал, как ему удается сохранять такую отличную форму и желание выходить на поле.

«МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО КЛУБ ОТНОСИТСЯ КО МНЕ НЕ КАК К 40-ЛЕТНЕМУ ФУТБОЛИСТУ»

— Как оцените старт сезона?
— Удачно. Шесть очков в двух матчах и один пропущенный мяч (интервью записывалось после второго тура Первой лиги, — прим. «Матч ТВ»). Хорошее начало сезона, но надо продолжать в том же духе. От старта многое зависит: какой у нас будет гандикап, будем ли мы с преимуществом опережать прямых конкурентов, рассчитывающих на повышение в классе. Матчи с махачкалинским «Динамо» и «Химками» были хорошими, но это только начало.

— Клуб как-то поздравил вас с тем, что в первом туре удалось забить в 40 лет?
— Нет. Мне нравится, что клуб ко мне относится не как к 40-летнему футболисту, а просто как к игроку. Оценивают не по возрастным данным, а по игровым и профессиональным качествам — непосредственно мой уровень мастерства. Причем Жозеп Клотет — первый тренер за последнее время, который никогда не говорит мне о возрасте. Благодарен такому отношению и не хотелось бы лишний раз разводить дискуссии на счет того, в каком возрасте я забил. Если соответствуешь уровню, то играешь. Тут все просто.

— При этом как часто молодые на тренировках спрашивают, как вы до сих пор держите планку?
— Спрашивают, откуда я силы беру. Когда-то у всех такая возможность будет, смогут на своей шкуре прочувствовать. Желаю каждому игроку выступать как можно дольше. Но именно тем, кто хочет этого. Все-таки есть те, кто уже в 33 наелся футболом.

— Ранее в интервью «Матч ТВ» вы говорили, что чувствуете, как изменилось профессиональное отношение к делу у молодых игроков. В чем проявляется?
— Время просто поменялось. Отношения между людьми поменялись. Сейчас футболисты более сытые. Все-таки конец 90-х и начало нулевых — непростое время. Все было иначе. Сейчас же, как я вижу, игрокам будто хватает минимума, и они не хотят максимума. При этом для всех минимум и максимум разный. Тем более, уровень зарплат поднялся.

DSC_4328-1.jpg

Люди получают свой минимум, им этого хватает. За это слегка обидно. Хотелось бы, чтобы отношение было чуть иным. Это не их вина, а вина всей системы. У нас до сих пор в 2023 году, например, молодых игроков не учат вести соцсети, правильно питаться, высыпаться, относиться к делу. Они не знают даже этих правил по сути. Ладно, у нас было другое время в юности. Но спустя 25 лет, мне кажется, пора уже обучать ребят таким базовым вещам.

— На ваш взгляд, в академиях должен быть отдельный человек, который учит игроков непосредственно этому?
— Да не то что человек, а целый штаб должен быть, который будет следить за питанием, восстановлением. Своеобразная школа, которая должна работать над тем, как игрок должен вести себя вне футбольного поля, чтобы вывести себя на другой профессиональный уровень. Мне кажется, эта проблема есть, и с ней ничего не делают.

— В этом плане ощущаете себя наставником для молодых игроков, человеком, который может что-то подсказать?
— Конечно, ребятам хочется подсказать что-то, но в то же время нет желания быть занудой. Бегать за всеми и постоянно что-то подсказывать. Понятно, возникают моменты, когда понимаешь, что здесь молодому надо подсказать. Кто послушает, а кто нет — зависит от конкретного случая.

Однако, я говорю в целом о том, что юные игроки должны во взрослую команду приходить уже подготовленными в этом плане. Раньше, приходя в команду мастеров, понимали, как должны относиться к тренировкам, как должны общаться, как должны питаться. Сейчас — нет.

В наше время еще развиты соцсети, как мы уже говорили. Если не понимать тонкостей некоторых, можно натворить кучу дел там, а потом расхлебывать: нанести вред своей репутации и репутации клуба. Поэтому спортсменов надо образовывать в этом направлении.

DSC_4689-28.jpg

— Вы физически хотя бы немного возраст ощущаете?
— Честно, если раньше говорил, что ощущаю себя на 25, то сейчас на 27-28. Конечно, есть какие-то нюансы в плане восстановления. Оно чуть дольше происходит. Но в целом, бог уберег от серьезных травм. Наверное, в какой-то степени это позволяет сейчас двигаться в хорошем темпе на поле.

— За последние годы как часто слышали фразу: «До сих пор играешь? Да когда ты уже закончишь?»
— Прямо вот так в лицо со счетов еще никто не списывает и заканчивать никто не просит. О возрасте же в принципе напоминают часто. Но как-то спокойно к этому отношусь. Единственное, прошу журналистов по 10 раз не задавать один и тот же вопрос после каждой игры. В такие моменты могу не очень корректно ответить.

«ТАКИХ ХОРОШИХ УСЛОВИЙ В «ТОРПЕДО» ДАВНО НЕ БЫЛО»

— Правильно понимаю, что перед командой стоит самая высокая задача — выход в РПЛ?
— Да. И все приобретения об этом говорят. Впервые за долгое время клуб начал приобретать достаточно юных футболистов с перспективой на будущее.

Мы знаем, что в Первой лиге более опытный и бойцовский состав может решить задачу, но непонятно зачастую, что будет дальше. В прошлом году мы это проходили.

Поэтому сейчас стратегия чуть изменилась в сторону более молодых и перспективных ребят. Думаю, многие из них могут стать топ-футболистами. По крайней мере, внутри России.

— Есть понимание, что на данный момент «Торпедо» надо улучшить для выполнения задачи?
— Сейчас и так делается все возможное. Опять же, таких условий в «Торпедо» давно не было. Это касается и проживания, и перелетов, и тренировочных полей. Все, что касается околофутбола, инфраструктуры. За последние лет пять в «Торпедо» такого высокого уровня не было. С тех пор, как я вернулся.

— Даже в том сезоне, когда выступали в Премьер-лиге?
— Да. Такого не было. Сейчас клуб начал покупать игроков. Не за супербольшие деньги, но все равно — раньше «Торпедо» толком не делало этого. И вообще в ФНЛ не принято какие-то трансферы за деньги делать. Обычно это какие-то бесплатные переходы, подписания свободных агентов, аренды. А сейчас наш клуб и готов платить, и подписывает контракты от трех до пяти лет. Это говорит о том, что команду строят на перспективу. Считаю, это правильно. Молодые должны играть, чтобы развиться и выйти на пиковую форму к 25-26 годам. Если они будут прогрессировать в «Торпедо», у них будет время проявить себя.

— Вам лично хочется еще раз в РПЛ сыграть? Или задумываетесь о том, что сам факт выхода в высший дивизион был бы оптимальным последним аккордом в карьере?
— В последнее время ничего не загадываю. Так получается, что каждое лето в мой день рождения садимся с руководством и обсуждаем заключение контракта на год. Так вышло и в этот раз. Есть три условия: мое желание, желание тренера и руководства, а также клинические показания. Если все сходится, мы готовы продолжать работать.

— Вы отмечали, что сейчас увеличился спрос на возрастных игроков. Вас в РПЛ звали после вылета?
— Да даже не в курсе. Но, честно говоря, я бы ничего не рассматривал. Поэтому нет смысла об этом говорить.

DSC05409.JPG

— Оглядываясь назад, как думаете, почему вылетели по итогам прошлого сезона?
— Прежде всего, это неправильная оценка того, в каком состоянии клуб должен был подойти к сезону. Если сравнивать с условным «Факелом», их «болтало» меньше. Было меньше рокировок в руководящем и тренерском штабах. У нас же четыре перемены в тренерском штабе и три — в руководстве. По моему мнению, это много. Каждый раз новые требования, добавлялись новые игроки. За год порядка 40 футболистов пришло, наверное.

Просто не хватило стабильности. Нужно было довериться какому-то одному штабу. С другой стороны, хотели сделать как лучше. До последнего хотели спасти команду. Просто не получилось.

Тем не менее опыт получен. Негативный, но тоже опыт. Пример, как не надо делать. Не говорю, что какой-то конкретный штаб виноват в произошедшем. Возможно, кому-то времени не хватило, доверия. Просто потрясло команду. И понятно, когда на встрече с болельщиками звучит слово «позорники», то крайними как раз в ситуации выходим мы, игроки, как лицо команды.

Мы старались, делали, что могли в тот момент. Приобретенные новички просто не принесли результата, которым мы были бы довольны. И игроки недовольны, и клуб недоволен. Поэтому в межсезонье произошли изменения, и многие из тех, кто выступал в прошлом сезоне, остались вне команды.

— Понимаю, как на футболиста обычно влияют изменения в тренерском штабе. Смена функционеров тоже чувствуется, или игроки чаще всего не обращают внимания?
— По моему опыту, любая перестановка в клубе — всегда риск и для футболистов в том числе. Потому что руководство всегда приходит со своим видением. Бывают люди в руководстве, которые начинают вмешиваться и в тренировочный процесс. Все по-разному себя ведут. Так что оказываются под ударом вообще все игроки, когда меняется тренерский штаб или руководство. Это нормально. Плюс, часто случается, когда происходят изменения среди руководителей, то отцепляются и какие-то футболисты.

— Александр Бородюк недавно в интервью «Матч ТВ» говорил, что с приходом Ильи Геркуса в клубе начались непонятные изменения. На уровне игроков это недопонимание между штабом и руководством чувствовалось?
— Естественно. Например, при Маслове мы чувствовали общение с президентом. С Геркусом этого не ощущалось вообще, он очень мало общался с командой. Я не говорю, хорошо это или плохо, но это так.
Мне кажется, хорошо, когда все коммуницируют между собой. И в команде, и в тренерском штабе, и в руководстве. Общение должно присутствовать. Все-таки мы делаем одно дело, работаем на один клуб. Поэтому для меня лучше, когда руководство интересуется, общается с игроками и живет пусть и не каждый день с командой, но и появляется рядом не только на играх в ВИП-ложе.

«ЕСЛИ КЛОТЕТУ ДАДУТ ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГОДА ВОПЛОТИТЬ ВСЕ СВОИ ИДЕИ, МЫ УВИДИМ КАЧЕСТВЕННУЮ КОМАНДУ»

— Успели понять уже, что из себя представляет Жозеп Клотет как тренер?
— Да. Это специалист со своим видением игры с европейским менталитетом. Возможно, у тех ребят, которые никогда не работали с иностранными специалистами, может быть какое-то притирание и недопонимание. Мне же все нравится: как он относится к молодым и возрастным футболистам, выстраивание тренировочного процесса и требования, которые он предъявляет.

Мне кажется, команда уже сейчас пытается продемонстрировать на поле, что просит тренер. Думаю, в будущем мы будем только лучше и сильнее. Надеюсь, это коснется и результатов — будем добывать очки.

DSC05188.JPG

— Какой футбол испанец старается привить команде?
— Думаю, изначально это был комбинационный футбол с владением мячом и инициативой. Но на данный момент внесли коррективы, так как в команде большое количество молодых игроков, да и много (новых) футболистов в целом. Плюс, наложилась специфика Первой лиги. Он даже в интервью говорит, что мы чуть упростили футбол.

Тут надо выбирать: нужен либо результат, либо игра. Всего вместе тяжело добиться. Даже «Барселона» выстраивала свой футбол чуть ли не 20 лет. А если команда меняется каждый год на 70 процентов, то очень тяжело за короткое время создать сплоченный и сыгранный коллектив, где все понимают друг друга с полуслова. Наверное, в будущем этого хочется добиться. Поэтому и все контракты заключаются на три-пять лет. То есть, эта команда будет «лепиться» еще. И если ему дадут три-четыре года, чтобы воплотить все свои идеи, мы увидим качественную команду.

— В чем его главное тренерское качество, которое сразу в глаза бросается?
— Он эмоциональный, требовательный человек. Любит искренне футбол и видно, как у него горят глаза. Клотет максимально заряжен, будто он сам на поле выходит или готов выйти на него. Эта заряженность чувствуется. Перед игрой проводятся достаточно эмоциональные установки, которые добавляют определенный заряд нам. Мотиватор из него хороший в этом плане.

— Он сильно отличается от российских специалистов?
— Не хотелось бы сравнивать, но он другой. У него другая ментальность. Поэтому и никак не сравнить с россиянами. Они с Владимиром Вайссом похожи, с которым мы работали в «Сатурне». Вайсс тоже эмоциональный, вообще крутой чувак.

— Вы, как-то уже вспоминая Вайсса, сказали, что современные европейские специалисты готовы к диалогу с игроками. Клотет тоже?
— Да. Он часто общается с капитаном и вице-капитанами команды. Иногда спрашивает наше мнение. Среди российских тренеров такого очень мало.

— Многие обсуждали строгость испанца в конце прошлого сезона. Якобы он считал, что шутки и улыбки негативно влияют на дисциплину. Насколько это все действительности соответствует?
— Есть видение тренера, но мне как игроку не совсем корректно его комментировать. Если я стану когда-то главным тренером, то в случае принятия решений сам бы не хотел, чтобы их кто-то оспаривал. Его решения стоят во главе угла.

— Но когда его методы называют диктаторскими и говорят, что он слишком жесткий специалист — это преувеличено?
— Это явно преувеличено. Нормальный общительный мужик.

— В жизни он отличается от себя во время тренировок?
— Да нет. И тут, и там он улыбается, может пошутить. Но дисциплина в команде у него есть. Если ему что-то не нравится, он это обозначит.

***
— Если в обозримом будущем все же завершите карьеру, то хочется это сделать в «Торпедо»?
— Конечно. Возвращаясь в команду, понимал, что завершу карьеру именно здесь.

— Есть понимание, чем бы хотели заниматься, после окончания игровой карьеры?
— Либо стану тренером, либо займусь спортивным менеджментом.

— Вне футбола себя видите?
— Нет. Смысл куда-то еще идти, когда ты с шести лет посвятил себя профессии?

— Вы счастливы?
— Максимально. Все живы, здоровы. Команда набирает очки. На данный момент я счастлив.


Тема:
Интервью
Поделиться
Партнёры клуба
Партнёры лиги