БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ ФОТОГРАФА «ТОРПЕДО» АЛЕКСАНДРА РОБИНА. МНОГО ФОТО!
24.03.2022 / Интервью
Знакомьтесь, Александр Робин, фотограф «Торпедо». Конечно, вы прекрасно знаете его по многочисленным снимкам в официальных социальных сетях нашего клуба. Именно через его объектив вы «общаетесь» с футболистами, наблюдаете за их эмоциями и узнаете их с новой стороны, чувствуете уровень накала матча и концентрацию на тренировках, расслабляетесь от душевных снимков и радуетесь забитым мячам и победам. Как сказал сам Саша в этом интервью, фотография – это машина времени, которая позволяет путешествовать в прошлое. И сейчас как раз он управляет ей в «Торпедо».
Беседа проходила без отрыва от работы – во время обработки очередного фоторепортажа с тренировки.
Беседа проходила без отрыва от работы – во время обработки очередного фоторепортажа с тренировки.
- Саша, кто самый фотогеничный футболист в «Торпедо» прямо сейчас?
- Да все ребята хорошо смотрятся в кадре… Зависит от их настроения, от взаимодействия с другими игроками. Есть конечно один футболист, который получается на фотографиях всегда эмоционально разным вне зависимости от обстоятельств. Даже если бы он вышел один тренироваться на поле, то, думаю, сделал бы пару-тройку отличных кадров.
- Кто это?
- Конечно, Артем Самсонов! У него мощная природная энергетика, которая читается даже через объектив.
- Но не каждый человек может похвастаться такой энергетикой…
- Не каждый. Лучшие фотографии - это кадры с эмоциями, с запоминающейся пластикой движения. Невозмутимые ребята у нас тоже есть – чтобы они ни делали на поле, всегда будут сохранять сосредоточенно-спокойное выражение лица.
- Например, кто?
- Например, Равиль Нетфуллин. Он не экстраверт в плане проявления эмоций. Но однажды я «поймал» его после забитого им гола – шикарный кадр, человек совершенно по-новому раскрылся для меня! Какой-то взрыв энергии! Саша Орехов интересен в движении, Олег Кожемякин эмоциональный во время игры и вне поля. У Леши Шумских великолепная улыбка: когда улыбается и когда сосредоточен – два разных человека. Виталий Ботнарь, Тимур Абдрашитов, и конечно Мухаммад Султонов… Многие ребята по-своему интересны.
- Часто ли игроки берут у Вас снимки?
- Не очень часто. Кто берет – не буду раскрывать имена (улыбается). На сборах в Турции некоторые ребята подходили, смотрели фоторепортажи, выбирали себе снимки. Почему бы и нет? Свой фотоархив приятно будет пересматривать через несколько лет.
- У Вас, наверное, накопился уже огромный архив за время работы в «Торпедо»?
- Около терабайта, возможно, и больше. Но я не так и давно работаю в клубе. «Постучался» в марте 2018 года. До этого фотографировал матчи регбийного клуба «Торпедо», а также хоккейную и женскую футбольную команду. Подумал, почему бы не «распробовать» мужской футбол? Написал в пресс-службу клуба – мне дали «добро». Пофотографировал на первом своем матче черно-белых против пензенского «Зенита» (9:0), залил наиболее удачные кадры в соцсети…
- И Вам предложили стать частью «Торпедо»…
- Моим первым заданием было сделать фотосъемку команды для сайта. Принес все оборудование, которое у меня есть: штативы, свет, фон. Выставился и… «понеслась»… (улыбается).
- Кто из футболистов особо запомнился в тот день?
- Помню Петю Устинова. Я сам бывший вратарь, поэтому на них всегда обращаю внимание. Петя – улыбчивый и доброжелательный. Помню Костю Кертанова. С точки зрения фотографа у него очень запоминающаяся внешность. И конечно, Сергея Шустикова.
- Как сначала относились к Вам футболисты?
- Изначально я дистанцировался от них, так как моя работа, в основном, проходит на приличном расстоянии от места событий. Плюс для меня важно, чтобы человек не обращал внимания на фотоаппарат: чем дальше от него ты находишься, тем меньше он видит тебя, и те эмоции, которые проявятся в кадре, будут от души, а не постановочными «на камеру».
- Кстати, во время празднования голов футболисты ни разу не подбегали к Вам порадоваться на камеру?
- Конечно, было бы классно иметь такие кадры! Но все же на стадионе присутствуют много болельщиков и важно, чтобы первые эмоции футболист разделил с ними, поэтому наши обычно и бегут к трибуне. Но, повторюсь, было бы неплохо повзаимодействовать с игроком сразу после гола.
- Вас самого эмоции часто захлестывают во время матча?
- Конечно! И очень сложно тогда контролировать рабочий процесс. На первых порах так и было. Сейчас же четко понимаю, что радость футболистов после гола очень ценна для фотографа. Веду себя чуть хладнокровнее. А после матча уже выплескиваю наружу: с кем-то обнимаемся, кому-то аплодирую, другим говорю слова благодарности. Эмоций столько, что, честно, после побед готов выбежать на поле и там всех обнять (смеется).
- Что-то подобное у вас уже было: фоторепортаж после матча с «Сатурном» в 2019 году…
- Тот репортаж занимает первую строчку в моем личном рейтинге самых эмоциональных. Мы тогда вышли в ФНЛ! Это было непередаваемо. Перед этим еще был матч против липецкого «Металлурга» с пограничной ситуацией: выходим в ФНЛ 100% или продолжаем бороться. Так тогда на 89 минуте Артем Самсонов вколотил мяч головой, и мы победили – 2:1!
- Да все ребята хорошо смотрятся в кадре… Зависит от их настроения, от взаимодействия с другими игроками. Есть конечно один футболист, который получается на фотографиях всегда эмоционально разным вне зависимости от обстоятельств. Даже если бы он вышел один тренироваться на поле, то, думаю, сделал бы пару-тройку отличных кадров.
- Кто это?
- Конечно, Артем Самсонов! У него мощная природная энергетика, которая читается даже через объектив.
- Но не каждый человек может похвастаться такой энергетикой…
- Не каждый. Лучшие фотографии - это кадры с эмоциями, с запоминающейся пластикой движения. Невозмутимые ребята у нас тоже есть – чтобы они ни делали на поле, всегда будут сохранять сосредоточенно-спокойное выражение лица.
- Например, кто?
- Например, Равиль Нетфуллин. Он не экстраверт в плане проявления эмоций. Но однажды я «поймал» его после забитого им гола – шикарный кадр, человек совершенно по-новому раскрылся для меня! Какой-то взрыв энергии! Саша Орехов интересен в движении, Олег Кожемякин эмоциональный во время игры и вне поля. У Леши Шумских великолепная улыбка: когда улыбается и когда сосредоточен – два разных человека. Виталий Ботнарь, Тимур Абдрашитов, и конечно Мухаммад Султонов… Многие ребята по-своему интересны.
- Часто ли игроки берут у Вас снимки?
- Не очень часто. Кто берет – не буду раскрывать имена (улыбается). На сборах в Турции некоторые ребята подходили, смотрели фоторепортажи, выбирали себе снимки. Почему бы и нет? Свой фотоархив приятно будет пересматривать через несколько лет.
- У Вас, наверное, накопился уже огромный архив за время работы в «Торпедо»?
- Около терабайта, возможно, и больше. Но я не так и давно работаю в клубе. «Постучался» в марте 2018 года. До этого фотографировал матчи регбийного клуба «Торпедо», а также хоккейную и женскую футбольную команду. Подумал, почему бы не «распробовать» мужской футбол? Написал в пресс-службу клуба – мне дали «добро». Пофотографировал на первом своем матче черно-белых против пензенского «Зенита» (9:0), залил наиболее удачные кадры в соцсети…
- И Вам предложили стать частью «Торпедо»…
- Моим первым заданием было сделать фотосъемку команды для сайта. Принес все оборудование, которое у меня есть: штативы, свет, фон. Выставился и… «понеслась»… (улыбается).
- Кто из футболистов особо запомнился в тот день?
- Помню Петю Устинова. Я сам бывший вратарь, поэтому на них всегда обращаю внимание. Петя – улыбчивый и доброжелательный. Помню Костю Кертанова. С точки зрения фотографа у него очень запоминающаяся внешность. И конечно, Сергея Шустикова.
- Как сначала относились к Вам футболисты?
- Изначально я дистанцировался от них, так как моя работа, в основном, проходит на приличном расстоянии от места событий. Плюс для меня важно, чтобы человек не обращал внимания на фотоаппарат: чем дальше от него ты находишься, тем меньше он видит тебя, и те эмоции, которые проявятся в кадре, будут от души, а не постановочными «на камеру».
- Кстати, во время празднования голов футболисты ни разу не подбегали к Вам порадоваться на камеру?
- Конечно, было бы классно иметь такие кадры! Но все же на стадионе присутствуют много болельщиков и важно, чтобы первые эмоции футболист разделил с ними, поэтому наши обычно и бегут к трибуне. Но, повторюсь, было бы неплохо повзаимодействовать с игроком сразу после гола.
- Вас самого эмоции часто захлестывают во время матча?
- Конечно! И очень сложно тогда контролировать рабочий процесс. На первых порах так и было. Сейчас же четко понимаю, что радость футболистов после гола очень ценна для фотографа. Веду себя чуть хладнокровнее. А после матча уже выплескиваю наружу: с кем-то обнимаемся, кому-то аплодирую, другим говорю слова благодарности. Эмоций столько, что, честно, после побед готов выбежать на поле и там всех обнять (смеется).
- Что-то подобное у вас уже было: фоторепортаж после матча с «Сатурном» в 2019 году…
- Тот репортаж занимает первую строчку в моем личном рейтинге самых эмоциональных. Мы тогда вышли в ФНЛ! Это было непередаваемо. Перед этим еще был матч против липецкого «Металлурга» с пограничной ситуацией: выходим в ФНЛ 100% или продолжаем бороться. Так тогда на 89 минуте Артем Самсонов вколотил мяч головой, и мы победили – 2:1!
- Почти все 90 минут ваш глаз находится у видоискателя. Удается ли посмотреть игру?
- Нет. Единственное - через кадры могу оценить тот или иной момент. Плюс слышу звуки, например, в недавнем домашнем матче против «Балтики» услышал четкий звук, как бутса соперника заехала по ноге Влада Адаева.
- Нет. Единственное - через кадры могу оценить тот или иной момент. Плюс слышу звуки, например, в недавнем домашнем матче против «Балтики» услышал четкий звук, как бутса соперника заехала по ноге Влада Адаева.
- Сколько фотографий Вы обычно делаете за матч?
- Совершаю около 1000 нажатий на кнопку. Что-то выслеживаю, где-то прибегаю к сериям снимков. Например, когда Ваня Темников подхватывает мяч и идет в обыгрыш – я могу сделать 20-25 кадров его дриблинга. Да, кто-то может пробежать в этот момент между ним и мной, но один удачный кадр точно будет.
- Совершаю около 1000 нажатий на кнопку. Что-то выслеживаю, где-то прибегаю к сериям снимков. Например, когда Ваня Темников подхватывает мяч и идет в обыгрыш – я могу сделать 20-25 кадров его дриблинга. Да, кто-то может пробежать в этот момент между ним и мной, но один удачный кадр точно будет.
- Насколько тяжело следить за мячом?
- Когда футболист выполняет длинную диагональ, то приходится убирать глаз от видоискателя, отслеживать, куда примерно упадет мяч и быстро настраивать объектив на новую точку съемки.
- Бывает обидно, когда, по вашему мнению, крутой кадр не публикуют в фоторепортаже?
- Только когда делал первые шаги в спортивной фотографии. Сейчас спокойно отношусь к подобному. Более того, пресс-служба сама понимает, какие кадры хорошие, и что нужно включить в фотоотчет. В этом наши мнения сходятся.
- Прокручиваете ли иногда в голове кадры, которые могли бы получиться, но что-то помешало?
- Таких полно. Была даже идея сделать подборку таких фото, но я их, к сожалению, обычно сразу удаляю. Это брак.
- Может, что-то вспомните из опыта?
- Тренировочный матч летом 2021 года: Амур бьет через себя, я сфокусирован на нем, и именно в эту секунду пробегает перед объективом Мухаммад Султонов. Не в претензиях к Мухе, отличная получилась «размытая» спина (улыбается)!
- Это ведь был еще и первый матч Султонова за «Торпедо», так что простительно…
- Конечно, я понимаю, что будет и на моей улице праздник. Или во время матча ухожу к нашим воротам, чтобы сделать кадры с Ботнарем, а в это время молниеносно развивается атака к воротам соперника, забиваем мяч, эмоции… И все это на другой половине поля.
- Когда идут осадки, то можно сказать, что фоторепортаж провален?
- Дождь и снег – это пустяки для фотографа, если не брать в расчет технику. Однажды болельщики подарили отличный дождевик, спасибо им большое, он очень классный, полностью меня спасает от непогоды. А вот свет не всегда бывает идеальным. В Спортивном городке особенно в самое темное время матча качество съемки начинает страдать. Очень хочется, чтобы на нашем новом стадионе, который скоро будет построен, была возможность поработать с хорошим светом.
- Худший стадион, на котором вы работали?
- Стадион «Химик» в Новомосковске.
- Что больше любите фотографировать - тренировки или матчи?
- Матчи, конечно. Это всегда эмоции на поле и вне его, фидбэк от болельщиков. Иногда пробегают мурашки по телу.
- А на тренировках вы можете креативить…
- В любом месте можно это делать, но на тренировках для этого больше возможностей, да. Например, искать другой ракурс, раскрывать футболистов с неожиданной стороны.
- Например?
- Эмоции, опять-таки! Репортажная съемка подразумевает создание настроения в кадре, через людей запечатленных в нем. На тренировках атмосфера более расслабленная. Лица футболистов не замученные, а улыбающиеся зачастую – это классно! Не всегда, кстати, понимаю наших болельщиков, которые задают вопрос: почему они улыбаются после обидных ничьих, например? Ну, как? Это же процесс психологического восстановления, человек приходит в себя после напряжения. Если вам на работе сделают выговор, то вы же не ходите после этого неделю с грустным лицом, ни с кем не общаетесь. Наоборот, находите точки опоры, стараетесь убрать психологический груз, пытаетесь погрузиться в приятные эмоции. Также и у ребят.
- Худший стадион, на котором вы работали?
- Стадион «Химик» в Новомосковске.
- Что больше любите фотографировать - тренировки или матчи?
- Матчи, конечно. Это всегда эмоции на поле и вне его, фидбэк от болельщиков. Иногда пробегают мурашки по телу.
- А на тренировках вы можете креативить…
- В любом месте можно это делать, но на тренировках для этого больше возможностей, да. Например, искать другой ракурс, раскрывать футболистов с неожиданной стороны.
- Например?
- Эмоции, опять-таки! Репортажная съемка подразумевает создание настроения в кадре, через людей запечатленных в нем. На тренировках атмосфера более расслабленная. Лица футболистов не замученные, а улыбающиеся зачастую – это классно! Не всегда, кстати, понимаю наших болельщиков, которые задают вопрос: почему они улыбаются после обидных ничьих, например? Ну, как? Это же процесс психологического восстановления, человек приходит в себя после напряжения. Если вам на работе сделают выговор, то вы же не ходите после этого неделю с грустным лицом, ни с кем не общаетесь. Наоборот, находите точки опоры, стараетесь убрать психологический груз, пытаетесь погрузиться в приятные эмоции. Также и у ребят.
- Вы ловите ракурсы, а пробовали ли переносить точку видения происходящего на поле?
- Это уже не репортаж, а жанровая съемка. Много таких кадров с одной тренировки сделать, увы, не получится.
- Что бы Вы хотели бы поменять в рабочем процессе?
- Все нравится. Спасибо больше Александру Бородюку за то, что не препятствует работе на тренировках, так сказать, на «ближних дистанциях». Хотя считаю, что это обычная сторона работы – когда фотограф приспосабливается к условиям, а не когда их создают специально для него.
- Съемку во время спортивного мероприятия могу сравнить с рыбалкой, если угодно. Два рыбака с одинаковыми лесками, спиннингами и так далее, но у одного клюет, а у другого нет. У того, у которого клюет, есть свои секреты. Возможно, они кому-то и покажутся ерундой, но это важные моменты – выбор точки съемки, дистанции, предвидение развития ситуации на поле.
- Что нужно начинающему спортивного фотографа помимо желания и хорошей техники?
- Фотография - это машина времени, так вот нужно еще уметь управлять ею.
- Всегда было интересно узнать, сколько весит ваш рюкзак со всей техникой?
- 20 килограммов минимум.
- Ежедневный?
- Да, в комплекте два фотоаппарата, два-три объектива, много мелких аксессуаров: зарядные устройства, запасные аккумуляторы, приспособления для чистки объективов, флешки, шнуры.
- А для чего нужны сразу два фотоаппарата?
- В важный момент один может отказать в работе. Или надеваю два разных объектива, когда нет времени менять на одном. На матчах, кстати, так и происходит.
- Какая у вас профессиональная мечта?
- Как я и говорил всегда, хороший свет на новом стадионе «Торпедо», полные трибуны болельщиков, гимн Лиги чемпионов на Восточной улице. Это будет шикарно, я в это верю.
Теги:
|
Тема:
Интервью
|