Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОЙ ДУШИ. ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ВИКТОРОВИЧА ШУСТИКОВА
30.09.2020 / Ветераны

Сегодня исполнилось бы 50 лет прославленному футболисту «Торпедо», продолжателю легендарной династии Сергею Викторовичу Шустикову, который ушел из жизни 7 января 2016 года. Накануне юбилея в рамках рубрики «Чтобы помнили» мы попросили одноклубников, друзей и близких вспомнить, каким футболистом, тренером и человеком он был.

Сергей Шустиков, футболист «Торпедо», сын С. В. Шустикова:

Шустиков_детская.jpg
Сергей Викторович с маленьким сыном Сережей

- Папа – самый отзывчивый и веселый человек, которого я знал. Он всегда готов был прийти на помощь и знал, как поднять настроение, если футболист расстроен. Самый справедливый, он всегда боролся за правду. И никого не боялся, не стеснялся.
А наши разговоры… На то они и наши. Беседы – это личное, то, что я принимаю близко к сердцу, и они останутся со мной. Он был Человеком с большой буквы.

Мне его очень не хватает.

Владимир Овчинников, вице-президент ФК «Торпедо» с 1989 по 1996 год, заместитель генерального директора в клубах «Торпедо-ЗИЛ», «Торпедо-Металлург» и ФК «Москва», президент «Соляриса», где работал С. В. Шустиков: 

Шустиков_Овчинников.PNG
Сергей Шустиков и Владимир Овчинников

- Сергей был светлым и доброй души человеком, который искренне любил жизнь во всех ее ипостасях: семью, детей, которых он боготворил, жену Наташу. Он был беззаветно предан футболу.

Финансовый вопрос никогда не стоял для него на первом месте. Когда в 2001 году у него закончились контрактные обязательства в Испании, он вернулся в Москву. На тот момент клуб «Торпедо-ЗИЛ» проводил первый сезон в высшем дивизионе, и мы с Владимиром Николаевичем Сахаровым, который был директором клуба, пригласили его в команду. Подготовили бумаги, попросили прочесть контракт, сообщили, что сегодня в Мячково будет тренировка, куда мы его потом отвезем. Сергей сказал: «Николаич, мне не нужно ничего читать, я поехал на базу». То есть, когда он узнал, что нужно играть за «Торпедо», то помчался на базу, не взирая ни на какие условия. Ситуация повторилась и в 2015 году, когда я был президентом «Соляриса» и пригласил Сергея в качестве главного тренера. Он даже не спросил, какая у него будет зарплата, сказал, что просто хочет быть полезен футболу и готов работать. Только потом, спустя какое-то время, мы вернулись к этому вопросу.

Он болезненно воспринимал любую несправедливость. Всегда всех выручал, стоял «горой» за своих товарищей по команде.

Я могу говорить о Сергее очень долго, ведь знал его с малых лет. В 1995 году он справедливо был признан лучшим футболистом страны. Понимание футбола, видение поля – в этом его мало, кто мог превзойти. Сергей мог заиграть в любой команде, неслучайно им интересовалась даже «Барселона». Его все любили: и болельщики, и игроки всех без исключения клубов. Я не знаю ни одного футболиста, который относился бы к нему неуважительно, без симпатии.

Он стал бы очень хорошим тренером, потому что от Бога был одарен футбольным талантом. Его видение игры, подход в плане донесения футболистам тренерской мысли были особенными. Уход Сергея – огромная потеря для нашего футбола, он сто процентов стал бы большим специалистом.

Виктория Шустикова, дочь С. В. Шустикова:

Шустиков_дочери.jpg
Сергей Викторович с дочерьми

- Папа был человеком очень харизматичным, что позволяло ему всегда быть душой компании. Он мог найти общую тему для разговора с любым человеком, поэтому многие считали его своим близким другом, хотя больших усилий для этого он не прилагал. Просто у него была врожденная способность располагать к себе людей. Этому помогало и отличное чувство юмора. Даже в очень сложных жизненных ситуациях он мог пошутить так, что всем становилось легче. И, в целом, ко всем проблемам он относился с юмором. Тем не менее, к футболу он относился очень серьезно, что и помогло ему добиться прекрасных результатов в своей карьере. Он всегда считал футбол главным занятием своей жизни, можно сказать, жил футболом. Обожал как работать в этой сфере, так и наблюдать за матчами по телевизору. Он был человеком с огромным талантом, которому суждено было стать великим футболистом.

Папа был отличным отцом: любящим и очень заботливым. Каждый раз, возвращаясь из командировок, он не забывал привозить нам небольшие сюрпризы. Он очень любил удивлять и радовать нас. Маму он также одаривал подарками, всегда заботился и любил.

Самое главное, что папа в памяти окружения и общества остался очень добрым, теплым, дружелюбным и приятным человеком. Он всегда относился ко всем с заботой, и очень многие люди просили его о помощи, потому что знали, что Сергей Викторович не откажет, поможет, выслушает и даст совет.

Ильшат Файзуллин, футболист и тренер, играл с С. В. Шустиковым в испанском «Расинге»:

Файзуллин_Шустиков.jpg
Сергей Шустиков и Ильшат Файзуллин. Фото Чемпионат.com

- Мы были знакомы давно, но подружились, играя в «Расинге». Сергей был человеком большой души, всегда желал всем только добра. Всегда мог помочь, причем не только друзьям. С его уходом я потерял одного из лучших друзей, человека, к которому мог обратиться, пообщаться по любым темам, которые нас окружали. Плюс после каждой игры, когда он был тренером ЦСКА, мы собирались, обсуждали прошедший матч. Я делился с ним мнением об увиденном, говорил рьяно, обо всех плюсах и минусах (улыбается). Так что мы были очень близки.

Мы дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Уже после того, как Сергей вернулся в Россию, он приезжал ко мне в гости в Сантандер. Мы гуляли по берегу моря, наслаждались погодой. В Испании его очень любили и уважали: и болельщики, и игроки, и тренеры, поэтому неоднократно приглашали играть в эту страну. Сначала он выступал за «Расинг», затем – в «Осасуне». Тренеры понимали и видели футбольные качества этого игрока, он был одним из лучших опорников в России, в моем понимании. Просто я видел, как он воспринимает игру, ведет ее, как он выкладывается на поле. Считаю, что тем, кто с ним близко работал, по футболисту Шустикову в Академиях можно моделировать действия игрока опорной зоны.

Он получал удовольствие от всего, до чего дотрагивался: от футбола, от семьи, от друзей. Став тренером, очень сильно переживал за результат, качество игры. Тренером быть не так легко, но Сергей и здесь показал себя с лучшей стороны. При нем ЦСКА выигрывал большое количество трофеев, а «Солярис», стоявший чуть ли не на вылет, тем же составом на следующий год боролся за выход в ФНЛ. Это говорит о том, что тренерского понимания у Сергея хватало.

К сожалению, Бог часто забирает таких хороших людей. Когда он умер, был очень тяжело. Но время проходит, а память все равно остается.

Равиль Нетфуллин, футболист, тренировался под руководством С. В. Шустикова в ФК «Солярис»:

Шустиков_Нетфуллин.jpg
Сергей Викторович и Равиль Нетфуллин

- Сергей Викторович был яркой личностью в современном футболе, добившейся многого как футболист, но, к сожалению, не достигшей своей вершины в тренерском деле. Мне комфортно работалось под его руководством. Я застал его совсем молодым тренером, все требования были понятны. Потом, когда он уже имел определенный опыт, мы вместе трудились в «Солярисе». Сразу бросалась в глаза психология, которую он прививал. Он мотивировал своими словами, эмоционально заряжал энергией команду, и этого хватало, по крайней мере, мне, думаю, что и всему коллективу. В плане его видения футбола, мне импонировал стиль, который он исповедовал: атакующий, в чем-то испанский, ведь он играл в этой стране.

Сергей Викторович был добрым, позитивным и требовательным специалистом. Работалось с ним отлично, на тренировках присутствовал юмор. Футбол был для него всем, его жизнью. При этом с ним можно было поговорить о чем угодно, не только о футболе, он всегда был открытым в этом плане, мог что-то подсказать, и позитива у него было не отнять. Поэтому его скоропостижная смерть для всего российского футбола, конечно, стала шоком. Уверен, что будь он жив, он воплотил бы все свои идеи и знания в любой команде, добился бы больших высот как тренер.

Александр Петров, массажист и администратор, работал с С. В. Шустиковым в ФК «Торпедо»:


Шустиковы.jpgДинастия Шустиковых

- Для меня он никогда не был Сергеем Викторовичем, потому что я его помню, как игрока, лидера команды. Вспоминаю момент, когда компания «Микродин», которая выкупила ЗИЛ после распада Советского союза, отказалась содержать команду. К тому моменту мы уже три месяца не получали зарплату, при этом шли в Чемпионате на третьем месте. Сережа тогда был капитаном команды, и они с Валентином Козьмичем Ивановым решали, как выходить из этой ситуации, договаривались с Лужниками по поводу дальнейшего финансирования клуба, чтобы он не развалился и не умер.
Сергей был лидером как вне поля, так и на нем. Говоря о Шустикове, первым делом вспоминаю его фирменные подкаты. Он спокойно «выгребал» мяч у соперника, причем без всяких нарушений правил. Таких подкатов я больше не видел ни у кого, он совершал их в каждой игре.

Хороший футболист, прекрасный человек. Очень жаль, что он рано от нас ушел. Таких людей сейчас очень не хватает в российском футболе. Как тренера я его не знал, потому что он не работал в нашем клубе. Но когда мы приезжали на его могилу, то было видно сразу, что этот человек остался в душе не только у торпедовцев, но и у армейцев, потому что мы там были вместе с ними.

Светлая память. Пока мы помним этого человека, он будет с нами.

Евгений Алдонин, футболист и тренер, работал под руководством С. В. Шустикова в ФК ЦСКА:

Шустиков_СЭ.jpg
Сергей Викторович Шустиков. Фото «Спорт-Экспресс»

- Мы с Сергеем Викторовичем не только работали вместе, но и играли друг против друга, когда он выступал за «Торпедо-ЗИЛ». Мы в команде ласково звали его «Викторович», соответственно, отношение к нему было предельно уважительным. Мы понимали, что этот человек поиграл за границей, в Испании, считался очень умным и креативным футболистом, который мог организовать игру команды. Став тренером, он также глубоко понимал футбол, всегда помогал советом Леониду Викторовичу Слуцкому.

Я помню, что во время матчей он всегда был на другой стороне лавки от Слуцкого. Связано это было с тем, что Леонид Викторович в начале своей карьеры очень нервничал, и Шустиков не мог сидеть с ним рядом (улыбается). Поэтому Викторович уходил на другую сторону, самостоятельно смотрел игру, анализировал и потом, когда требовались замены, подходил к Слуцкому и точечно влиял на игру. Он тонко чувствовал моменты, если кто-то «выпадает» или какая-то зона «провисает». В этом плане он был большой молодец, Викторович всегда мог правильно подсказать и повлиять на результат.
Что касается его поведения внутри команды, то Шустиков всегда был в хорошем настроении, старался модно одеваться, носил какие-то шарфики и куртки, креативно подходил к этому процессу (улыбается). Он всегда выглядел хорошо, был душой компании, поддерживал любой разговор. То есть, будучи тренером, он остался для многих ребят футболистом. Это очень импонировало коллективу, его все воспринимали очень хорошо, по-доброму, как своего старшего товарища и коллегу.

Василий Петраков, руководитель Клуба болельщиков «Торпедо»:

Шустиков_Петраковы.jpg
Сергей Шустиков с Василием и Натальей Петраковыми

- С Сергеем я познакомился в 1988 году. В это время как раз стоял вопрос организации Клуба болельщиков и самого футбольного клуба, который был создан в 1989 году. В тот момент очень много людей стали ходить на матчи дубля. Команда играла на втором поле, всегда был полный стадион, на трибунах не было свободных мест. Молодежка тогда была очень интересная, состоявшая из воспитанников 1970 года рождения. Ребята были очень дружные, интересные в игровом плане, обладающие торпедовским духом, знали в лицо многих болельщиков, здоровались с ними, поддерживали.

Запомнились два момента. В 1996 году у клуба были финансовые проблемы, полгода не платили зарплату. Была встреча с президентом «Торпедо» Владимиром Борисовичем Носовым. Он собрал команду, всех работников, призывал нас «держаться». В какой-то момент Владимир Борисович произнес смешную фразу: «Ивановские ткачихи по три года не получают зарплату, но все равно работают, нужно делать то же самое». На что Серега сказал: «Пусть ивановские ткачихи и выходят на поле, а нам тяжело». Причем он рубился даже не за себя: у него-то была квартира, семья, все было нормально. А за ребят, которые были из провинции, которым нужно было снимать жилье.

Второй разговор тоже состоялся при мне. В 2002 году он пришел к президенту клуба «Торпедо-ЗИЛ» и снова выбивал деньги для команды. Он попросил выплатить хоть что-то иногородним, иностранцам, потому что у них большие проблемы. Сказал: «Мы не можем играть, люди практически голодают». При этом про себя заметил: «Я подожду, у меня все нормально». Сергей считал, что его долг, как капитана, заботиться не о себе, а о коллективе.

После того, как Сергей стал тренером, мы продолжали общаться, нам было, что вспомнить. В бытность игрока он часто приглашал меня и жену Наташу на какие-то вечеринки. Сергей Викторович всегда был душой компании, заводилой. Светлая память, честно говоря, очень не хватает таких людей.


Партнёры клуба
Партнёры лиги