НОСОВ ПОСМОТРЕЛ НА ФИГУРУ СТРЕЛЬЦОВА И СКАЗАЛ: «ВЫЛИТЫЙ БУЛЬДОЗЕР». КАК СОЗДАВАЛСЯ ПАМЯТНИК ЛЕГЕНДЕ «ТОРПЕДО»
10.04.2020 / Клуб
10 апреля 1999 года на Восточной улице был открыт памятник легендарному нападающему «Торпедо» и сборной СССР Эдуарду Анатольевичу Стрельцову. Спустя 21 год после этого события мы разыскали того, кто принимал непосредственное участие в изготовлении и установке скульптуры. Знакомьтесь, Михаил Алексеевич Машин (на фото у микрофона).
- Вся моя жизнь тесно связана с заводом ЗИЛ, - начинает свой рассказ Михаил Алексеевич. - Я пришел в первую литейку на должность сталевара, а ушел на пенсию начальником цеха. Директором завода тогда был Валерий Борисович Носов, и когда стал вопрос об изготовлении памятника Эдуарду Стрельцову, он обратился ко мне: «Возьмешься ли ты за эту работу?». Я подумал о том, что ранее мы помогали заводчанам ташкентского литейно-механического завода, которые отливали памятник Даниилу Московскому, а, значит, у нас уже есть некоторые навыки. Единственное, что меня беспокоило – где взять материал? Валерий Борисович на мои сомнения заметил: «Нужно его найти». Я вспомнил, что в пионерском лагере Васькино стояли две скульптуры: одна – сталевара, вторая – кузнеца. Видимо, их поставили еще до войны, когда было модно прославление всех трудовых подвигов. Поэтому возникла мысль их переплавить и сделать памятник Стрельцову. Валерий Борисович дал команду: «Занимайся», на что я заметил, что я этого сделать не могу, потому что если я возьму скульптуры сам, то как я оприходую данный материал? Мне ведь нужно сначала списать, затем поставить на учет, не могу же я из воздуха взять металл. Тогда было принято решение дать указание цеху переработки лома металлов. Они провели субботник, нашли эти скульптуры, приняли их у себя на баланс как металлолом, а я получил его как вторичное сырье и из него изготовил памятник.
- Весь вопрос в том, что сначала Валерий Борисович обратился к именитому скульптору Александру Рукавишникову. Мы приехали к нему в мастерскую на Новом Арбате, он сделал миниатюру скульптуры, из которой потом предполагалось сделать модель в масштабе один к одному. Но он должен был отливать эту скульптуру методом выплавляемых моделей в Чехии, и цена вопроса была достаточно высокой. Валерий Борисович, посмотрев на все это мероприятие, сказал: «Мы не потянем». Тогда он обратился к скульптору Александру Васильевичу Тарасенко, он сначала сделал фигуру Стрельцова из пластилина, Носову понравилось. Кстати, вы знаете, как Эдуарда Анатольевича звали болельщики?
- Нет. Болельщики звали его: «Бульдозер»! Он был настолько целеустремленный, пробивной, от него все шарахались, когда он играл. И когда Валерий Борисович посмотрел на фигуру в пластилине, то сказал: «Он точно бульдозер».
После этого было принято решение создать модель по гипсовке, мы сказали, на сколько частей нужно разрезать фигуру для того, чтобы ее отлить. Она должна была находиться полой внутри, мы ведь туда заложили каркас, который заделан в фундамент постамента. Так Александр Васильевич и сделал, а мы заформовали, залили, сварили и установили. Вся работа от момента диалога с Валерием Борисовичем до изготовления шла в течение полугода. Устанавливал постамент строительный корпус ЗИЛа, начальником которого в то время был Александр Сергеевич Круглов. Все с любовью и воодушевлением делали данный памятник.
- Конечно. Но я бы хотел сказать и вот о чем. Вы знаете, что такое самоутверждение? Когда человек в результате своей работы получает огромное удовольствие и говорит только одно: «А ведь я смог!». Меня ведь никто этому не учил, я сначала делал литье для машин, а тут возникла задача, и я смог ее решить. Помните, как в фильме Тарковского «Андрей Рублев» мальчишка нашел глину, жидкий песок, который пошел на формовку колоколов? И вот это счастье литейщика, которое было на лице этого мальчишки, было и у нас. И не только, когда мы отливали Эдуарда, потому что до этого мы отлили колокола для Храма Христа Спасителя, на которых указаны имена и фамилии всех 26 рабочих, имевших отношение к данному процессу. Так что для нас Стрельцов был уже очередной вехой в достижении литейщиков ЗИЛа.
- Как вам сказать. Когда Эдуард играл, я был мальчишкой, поэтому такого фанатизма, как сейчас, тогда не было, но все любили футбол. И, конечно, вели подвижный образ жизни, бегали, прыгали, потому что спорт, физическая активность и есть залог здоровья. Вспоминается фильм «Запасной игрок», там была прекрасная песенка: «Оставайтесь всегда молодыми, никогда не старейте душой». Мне уже 76, ну и что, я знаю, что прожил прекрасную жизнь. Тяжелую, но она приносила радость и мне, и моим друзьям, коллегам. Хочу пожелать всем поклонникам «Торпедо» успехов, благополучия, удачи, которая, как известно, награда за смелость, и никогда не потерять своего «я»!
Фото Юрия Дородонова
Теги:
|
Тема:
Клуб
|
Другие новости