![](/upload/iblock/ecd/ecd4d996fe10e6c188604c0160b4f39d.jpg)
Тренер СШОР «Юность Москвы – Торпедо» Вячеслав Ивлев в беседе с клубной пресс-службой вспомнил, почему предпочел футбол авиации, рассказал о команде «Торпедо-99», из которой вышел Артур Галоян, и отметил потенциал воспитанников 2010 года рождения.
ИЗ ПЕРВОГО ВЫПУСКА ЗАИГРАЛИ 10 ЧЕЛОВЕК
1986 год. Вячеслав Ивлев (крайний слева в верхнем ряду) в составе команды «Молния», ставшей бронзовым призером Первенства Москвы
- Как в вашей жизни появился футбол? – первый вопрос нашему собеседнику.
- Я пришел в футбол в 12 лет. До этого занимался танцами в ансамбле грузинских танцев. Уходил оттуда со скандалом: руководитель не хотел меня отпускать, поскольку я подавал большие надежды. Но я принял решение заниматься футболом. Во двор пришел тренер из «Юности Москвы» Маракуев Леонид Николаевич, который также является первым тренером известного футболиста Евгения Ловчева, и взял сразу восемь человек. Мы стали играть в Первенстве Москвы среди спортивных школ. А в 16 лет меня пригласили в ЦСКА, где обещали большие перспективы. Но на чемпионате СССР среди юношей я получил травму, оказался никому не нужен и пошел учиться.
- Первое высшее образование вы получали в МАИ. Чем запомнились студенческие годы?
- В МАИ я попал не сразу. Сначала поступил на вечернее отделение Автодорожного института. Через год, играя за ВУЗ, встретился с ребятами из ЦСКА. Они как раз учились в МАИ и предложили: «Давай к нам!». В итоге перевелся туда и отучился по специальности «технология производства и конструирования летательных аппаратов» ракетного факультета. Спорту в МАИ уделяли огромное внимание, нас даже называли «второй физкультурный институт с легким авиационным уклоном» (улыбается). Регбийная команда становилась серебряным призером чемпионата СССР, гандбольная выигрывала Кубок чемпионов, в ее составе выступали победители Олимпиады. За факультет играли два заслуженных мастера спорта по волейболу, мастера спорта международного класса.
Когда мы переводились, декан сказал: «Думаю, вы поиграете здесь вволю, но учитесь хотя бы удовлетворительно». Худо-бедно окончил ВУЗ, затем по распределению работал инженером, служил в армии. Потом даже поступил в аспирантуру, но все было не то.
- Как получилось, что вы стали тренером?
- В 36 лет я поступил в Малаховский институт физкультуры, параллельно продолжал играть в чемпионате Москвы, даже становился чемпионом столицы. Заведующий кафедрой футбола Владимир Ильич Козловский после окончания ВУЗа также позвал меня в аспирантуру, но через год он умер, в итоге я и там не доучился. Хотя сейчас иногда жалею об этом.
- 10 лет вы проработали в ДЮСШ-3. Чем запомнилось это время?
- У меня был очень хороший первый набор. С командой 1983 года рождения мы дважды становились призерами чемпионата Москвы. Оттуда у меня 10 человек разобрали в приличные команды, кроме, кажется, вратаря. Двое проявили себя в мини-футболе – Евгений Ильичев, первый тренер Артура Галояна, выступал в ЦСКА, а Андрюша Жогин играл в «Норильском Никеле». Двоих взяли в молодежку футбольного ЦСКА. Вячеслав Акимочкин добрался до основной команды, Газзаев даже заявлял его в Кубок УЕФА. Но затем Слава загулял, его отправили в Белгород на исправление, а в итоге он вообще бросил футбол и подался в милицию… Троих взял «Локомотив». Юрий Хусаинов сейчас трудится с молодежкой «Балтики», за которую он и играл после железнодорожников. Андрей Черниговский защищал цвета «Сатурна», брянского «Динамо» и МВД. Еще три моих воспитанника играли у Лексакова в «Спортакадемклубе».
Затем я некоторое время работал с командой 1988 года, которая тоже была очень перспективной. Но тут мне поступило предложение из ЦСКА.
Вячеслав Ивлев (крайний слева в нижнем ряду) на сборах с воспитанниками «Трудовых резервов» 1983 года рождения
- Там вы работали с командой 1989 года?
- Да, но задержался в этой школе всего на один сезон. В ЦСКА, мягко скажем, я не пришелся ко двору. Там были интриги: нужно постоянно было кого-то поддерживать, кого-то «хоронить», а я, вроде, пришел работать и не хотел занимать чью-то сторону. В итоге меня убрали, но я об этом не жалею. Воспринимаю подобные вещи как школу жизни.
- Затем вы трудились в «Футбольном деле» и школе №76. Какие впечатления остались от проведенного там времени и проделанной работы?
- У Хусаинова поначалу все складывалось очень хорошо. С командой 1991 года рождения мы выиграли детскую лигу, которая фактически приравнивалась к чемпионату России. У меня были хорошие ребята, но на высоком уровне сейчас играет только один – Алан Чочиев, защищающий цвета «Крыльев Советов»... Но там как-то быстро все закончилось, несмотря на то, что у нас были сильные команды, которые в Первенстве Москвы выступали очень прилично. Из нашего колледжа вышли чемпион Европы Артем Самсонов, нападающий сборной России Артем Дзюба.
Что касается «Тимирязевца», то там я руководил футболистами 1990 года. Из этой команды двоих пригласили в дублирующий состав «Амкара», а Никиту Козлова – в молодежку «Томи». К сожалению, дальнейшая карьера у этих ребят не сложилась… Еще отметил бы, что «Тимирязевец» на тот момент выступал в третьей по силе детской лиге. Но поскольку каждый возраст тогда играл сам за себя, то нам за три года удалось выйти в Премьер-группу и занять там 3 место.
Вячеслав Ивлев (крайний справа) на сборах с командой «Тимирязевец» 1990 года рождения
СДЕЛАЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ В КЛУБНОЙ ЛИГЕ
- Кто пригласил вас в торпедовскую школу?
- В Высшей школе тренеров я учился в одной группе с Александром Полукаровым, Александром Дозморовым и Олегом Ширинбековым. Благодаря им я оказался сначала в «Москве», а затем в «Торпедо». Первое время работал селекционером клуба, но как-то попал под горячую руку вспыльчивому Юрию Викторовичу Белоусу, и меня перевели в школу. Здесь я принял у Камнева команду 1999 года рождения. Сначала говорили, что она неказистая, но уже в мае мы взяли реванш у «Локомотива», которому зимой проиграли 0:3. За два года мы приняли участие в восьми турнирах и нигде ниже второго места не опускались. В общем, все шло хорошо до того момента, пока не закрылся клуб «Москва», а вместе с ним под угрозой закрытия оказалась и наша школа. После этого, как вы знаете, разбежались многие ребята – 70 с лишним человек, из них 45 оказались в «Спартаке».
- В 2010 году вы стали одним из немногих, кто остался в школе и отстаивал ее право на существование. Почему?
- Да, была сложная ситуация, тренеры уходили, причем вместе с целыми командами. Московская федерация футбола хотела снять нас с соревнований, но мы внутри школы устроили собрание и решили, что обязательно доиграем Первенство. Я объяснял руководителям МФФ: «На каком основании вы хотите не допустить нас ко второму кругу? Мы заплатили все взносы, не идем на последнем месте». В итоге, мы финишировали теми, кто остался, даже заняли шестое место. Правда, на следующий год вылетели в Премьер-группу, нам потребовался сезон, чтобы вернуться в элиту. В Клубной Лиге выступаем с переменным успехом, в основном, находимся во второй шестерке команд, боремся за 6-10 места. При этом всегда даем футболистов для профессиональных клубов. Смотрите: в Брянске играет наш Андрей Ляднев, тот же Ташаев, который сейчас на слуху, был у Дозморова в команде 1994 года, я уж не говорю про Дениса Давыдова и Андрея Панюкова. Так что работаем. Правда, сейчас ситуация близка к катастрофической, но мы сделаем все возможное, чтобы из нее выбраться.
- В чем, на ваш взгляд, заключается особенность нашей школы?
- В отличие от остальных Академий, у нас есть система, преемственность: тренер работает с командой от набора до выпуска. В других школах иначе: наставники тренируют определенную возрастную группу буквально год, а затем их переводят в другую команду.
- Воспитанник и выпуск, которыми вы гордитесь?
- Если честно, я всеми ребятами горжусь. У меня три полноценных выпуска – 1983, 1990 и 1999 года, слава Богу, все воспитанники стали хорошими людьми. Это главный вопрос. Говорят, что самый дорогой ребенок – первый, так что, наверное, команду 1983 года я назову для себя эталонной. Хотя в том же ЦСКА и «Футбольном деле» были очень хорошие ребята. У Хусаинова единственный раз в жизни я работал с детьми, как со взрослыми. Не нужно было никаких теоретических занятий, они все понимали, так что я получал от работы огромное удовольствие.
Вячеслав Ивлев и Алан Чочиев (второй справа)
- Кому из воспитанников, напротив, не удалось раскрыть свой потенциал?
- Из первого выпуска – Юре Хусаинову и Вячеславу Акимочкину, да и Жогин с Ильичевым могли заиграть не в мини, а в большом футболе, очень интересные были ребята. Огромные сожаления остались от команды из колледжа Хусаинова, я считаю, что там у футболистов были очень серьезные перспективы. Последнее горе – 1999 год. Не знаю, что случилось за год до выпуска... Возможно, что-то произошло на Кубке Казахстана, куда я по личным причинам не поехал, отправив ребят с Олегом Лёвиным. А получалась хорошая команда: перед тем, как футболисты стали уходить, мы разгромили «Спартак-2» 8:0. Они шли ошарашенные после игры и говорили: «Если «Торпедо» обыграло нас с таким счетом, что же с нами сделают остальные!?». Да и зимнее Первенство здорово отыграли! С тем же «Локомотивом» получилась легендарная игра, завершившаяся 4:4.
- Вы же вообще здорово играли с железнодорожниками. Даже был момент, когда вы побеждали их несколько сезонов кряду.
- Да, было дело. Я уволил двух тренеров! Когда взяли три очка здесь, на Стрельцова, в «Локо» работал Камнев. Он после матча мне говорит: «Слава, ты лишил меня работы» (смеется). А второго тренера, сменившего Камнева, после того, как они дважды в сезоне нам проиграли, перевели во второе отделение.
- Вернемся к 1999 году. Что случилось с командой после зимнего Первенства?
- Сначала в «Спартак» ушел Кахидзе, за ним еще пять человек, всего за сезон – двенадцать. В такой ситуации было очень тяжело, спасибо Юрию Николаевичу Рыкову, который разрешил своей команде 2000 года тренироваться с нами. Но я никогда не был сторонником того, чтобы удерживать футболистов. Считаю так: если не хотят играть за «Торпедо», пусть лучше уходят. Тем более что те, кто нас покинул, все равно нигде не заиграли, в отличие от Галояна и Саркисяна. Что касается Петоша и Свитлика, которые были в молодежке «Арсенала», то сначала о них были очень хорошие отзывы, но потом сказали, мол, они «сырые». Но это смешно, когда тренер дублирующего состава хочет, чтобы 17-летние пацаны играли, как взрослые мастера. А для чего тогда он работает? Ведь этих парней нужно еще год-два обучать футболу. Поэтому у нас нигде молодежь и не играет, никто не хочет с ними возиться. Серьезно к этому вопросу подходит только Галицкий.
Воспитанники СДЮСШОР «Москва-1999» - призеры турнира имени Игоря Колыванова
- Сейчас в основной команде «Торпедо» регулярно играют Дамир Трегулов и Артур Галоян. Кто из воспитанников школы может повторить их путь в самое ближайшее время?
- В выпускной команде 2001 года есть несколько человек, которых можно привлекать к тренировкам основы. Я уж не говорю про 2002 год, где есть много хороших ребят, начиная от вратаря и заканчивая нападающими. При желании, должном отношении к делу они могут попасть в главную команду и даже ее усилить. Но, опять же, нужно понимать, что им нужна адаптация, возможность привыкнуть ко взрослому футболу. И здесь остается только повторить неоднократно звучавшую в интервью тренеров школы мысль о необходимости создания молодежной команды. Это стало бы большим подспорьем. Тут еще и вопрос клубного патриотизма, ведь если будет выстроена четкая вертикаль, то прекратятся «побеги» в другие академии, и школа сможет больше помогать клубу.
- Сейчас вы работаете с двумя командами – 2007 и 2010 года рождения. Как оцените их потенциал?
- 2010 год радует. Подобрались очень хорошие пацаны, одна группа, 18 человек, очень перспективная и беспроблемная. Да и вторая группа подтягивается, там есть 6-7 человек, на которых можно рассчитывать. Кроме того, эта команда пока оставляет очень хорошие впечатления по подбору игроков. Единственная позиция, которую мы еще не определили – это вратарь. Пока играют в воротах по очереди (смеется). Ну, ничего, найдем! Знаете, как набирают в «Аякс»? Из 1000 человек отбирают 16 нападающих. Поэтому у них голкиперы без проблем играют ногами, отдают передачи, могут легко обыграть любого футболиста.
Воспитанники «Торпедо-2010» поздравляют Вячеслава Ивлева с днем рождения
Воспитанники 2007 года не обделены способностями, но им недостает дисциплины. Они не могут сосредоточиться даже на секунду, не очень любят трудиться. Но сейчас мы поменяли методику работы, требуем более ответственного отношения к делу, и это дает свои плоды. Временами ребята выглядят неплохо: в первом туре встречались с ЦСКА, который в прошлом сезоне обыгрывал всех в одну калитку, в первом круге забил нам десять мячей. Сейчас мы дали им такой бой! Сыграли 0:0, действовали так, как должны в каждом матче. Пока на постоянной основе так выглядеть не получается, но у нас есть маяк в виде матча с ЦСКА, будем на него ориентироваться.
ВСЕГДА ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ПРИНЦИПА: ГЛАВНОЕ – ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ПОДГОТОВИТЬ ФУТБОЛИСТА
- Вы давно работаете детским тренером. Сильно поколение 2010 года отличается, скажем, от 1990?
- Что вы, ребята меняются год от года! Не могу назвать это ни деформацией, ни развитием, но каждый год дети разные. Чем это объяснить? Вчера сейчас такое: в государстве нет идеологии, системы воспитания, в школе нет единой программы обучения.
- Как удается находить общий язык с родителями?
- В нашей работе – это самый тяжелый момент. Видимая легкость нашей работы в том, что мы не машем кувалдой, не рубим топором, мы стоим, а дети бегают, при этом мы делаем им какие-то замечания. Родителям кажется, что мы «валяем дурака», что с трибуны тоже видно, куда нужно бежать… Коллеги рассказывали, как дело обстоит в лондонском «Арсенале»: детей оставляют около тренировочной базы, а родителям туда вход запрещен. Раз в месяц – открытая тренировка, но если хоть кто-то дает совет или делает замечание – прощаются независимо от потенциала ребенка. То же самое в Америке. У нас же на игре такого наслушаешься, причем что в адрес тренера, что в адрес своего же ребенка, что в голове не укладывается… Пользуясь случаем, хотел бы попросить пап и мам не вмешиваться в работу тренеров и вести себя сдержаннее.
- Несколько дней назад вы отпраздновали день рождения. Чье поздравление было особенно значимым для вас?
- День был очень приятным и начался с неожиданности: позвонил отец Юрия Хусаинова, которого я выпустил почти 20 лет назад! А потом поздравляли с разных концов света: Лондона, Нью-Йорка, даже пришли поздравить ребята 1999 года, хотя в последний год у нас были непростые отношения. Так что звонков было очень много, я был просто потрясен! Это, наверное, один из самых приятных моментов в нашей работе: осознавать, что тебя не забыли, что ты внес вклад в развитие человека. Потому что я всегда придерживался принципа, что главное – не подготовить футболиста, а чтобы люди были нормальные. А уж если парень еще и заиграть – совсем хорошо!
Вячеслав Ивлев и «Торпедо-1999» на церемонии закрытия турнира Кубок Победы
- Расскажите о вашей жизни вне школы «Торпедо». Чем интересуетесь, как проводите свободное время?
- Сейчас увлекаюсь внуками. Внучке будет уже 12 лет, она – молодец, хорошо учится, хотя школа специализированная, с углубленным изучением языков. А младший в этом году только пойдет в первый класс. Он тоже хороший парень, но, как все пацаны, очень шумный и шебутной. Вот они - моя главная радость! А еще в свободное время приговорен к каторжным работам на даче (улыбается). Но на самом деле, я это люблю. Стараюсь на месяц запланировать какую-то работу: в прошлом году подремонтировал дом, оборудовал место для барбекю. С возрастом увлечения, конечно, меняются. Раньше все свободное время отнимала работа. Да и сейчас тоже: вот вчера за день провел три тренировки. Пришел домой, сел смотреть финал Лиги Европы и заснул (смеется). Какие тут увлечения?! (улыбается).
- Внук не планирует пойти по вашим стопам и заняться футболом?
- Способности у него хорошие, но у него есть родители, которые определяют его будущее. Хотя я сторонник того, чтобы внук решал сам: захочет стать футболистом – поддержу и помогу, нет – ну и слава Богу! Пусть сам всего добивается. Потому что когда заставляют заниматься из-под палки или чтобы реализовать амбиции родителей, ничего хорошего из этого не получается. А когда человек сам стремится на тренировку, из него выходит толк. Я вот принес вчера ваше интервью с Галояном и сказал: «Ребята, Артур тот, на кого нужно равняться! Он пахал, и вот результат». Думаю, что он и дальше будет прогрессировать. Искренне желаю этого Артуру и всегда готов ему помочь и поддержать!
Теги:
|
Тема:
Академия ФК «Торпедо Москва»
|