Тренер СШОР «Юность Москвы – Торпедо» Виталий Лыхин в интервью для torpedo.ru вспомнил, как дебютировал в Премьер-Лиге, рассказал, почему завершил карьеру в 27 лет и раскрыл секрет успешного выступления своих воспитанников в Клубной Лиге.
БЛАГОДАРЕН НИКОНОВУ, ОН МНОГОМУ МЕНЯ НАУЧИЛ
- Как вы пришли в футбол? Во сколько лет это случилось? – первый вопрос нашему собеседнику.
- В шесть лет отец привел меня в ближайшую к нашему дому школу – ФШМ. Сначала я занимался с ребятами, которые были на год старше меня, а затем перешел в команду своей возрастной группы.
- Какие личные и командные успехи были на школьном уровне у команды и у вас лично?
- Мы становились двукратными чемпионами Москвы, практически каждый год занимали призовые места в этом турнире. Личных наград особо не было, в сборную не вызывался, но выступал достаточно ровно.
- После выпуска вы попали в молодежную команду «Торпедо-ЗИЛ». Чем запомнилось это время?
- Когда мы выпустились из школы, было два «Торпедо». Сначала меня пригласили в лужниковскую команду, где работал Владимир Сергеевич Белоусов. С ними я тренировался месяц. Потом получилось так, что Белоусов перешел в «Торпедо-ЗИЛ» и позвал меня с собой. А ранее в эту команду меня приглашал Вадим Станиславович Никонов. Я подумал, согласился и провел в молодежке четыре сезона.
- В 2001 году вы стали лучшим бомбардиром молодежного Первенства, забив в ворота соперников 11 мячей. В чем секрет вашей результативности?
- Даже не знаю (улыбается). Я никогда в жизни не играл нападающего, всегда был крайним полузащитником. А тут пришлось стать форвардом, и это амплуа принесло мне звание лучшего бомбардира.
- В этом же году вы дебютировали в основном составе «Торпедо-ЗИЛ». Причем в матче с «Факелом» вышли не на замену, как зачастую бывает у новичков, а сразу с первых минут. Когда узнали о том, что выйдете в стартовом составе? Присутствовало ли волнение?
- Перед выездом в Воронеж в команде было много больных и травмированных. За три дня до игры главный тренер Евгений Кучеревский сообщил мне, что я буду играть в стартовом составе. Конечно, сильно волновался, два дня не спал, но когда вышел на поле - все переживания ушли. Безусловно, дебют – самый памятный момент в карьере любого футболиста, особенно когда ты играешь с первых минут. В том матче мы уступили, но лично я, вроде, действовал неплохо.
- Вам довелось поработать под руководством Евгения Кучеревского, Вадима Никонова, Сергея Алейникова и Валентина Козьмича Иванова. Что можете сказать о каждом из специалистов?
- Евгений Мефодьевич стал подводить меня к основному составу. Он вообще уделял большое внимание молодежи, рассчитывал на нас. При нем я постоянно попадал в заявку, выходил на замену. Было очень приятно работать с Вадимом Станиславовичем Никоновым, он многое дал мне, как футболисту. Он тренировал нас сначала в дубле, а затем и в главной команде. К сожалению, его переход в основу совпал с моей травмой, от которой я восстановился лишь в конце сезона. С Сергеем Евгеньевичем Алейниковым довелось поработать совсем не много, буквально полгода. Молодежь чувствовала доверие с его стороны, мы постоянно были в обойме основной команды. А при Валентине Козьмиче я провел всего 2 игры, так что какой-то оценки дать не могу.
- На высшем уровне вы провели в общей сложности 17 матчей. Какие из них для вас наиболее памятны?
- В первую очередь, дебютная встреча с «Факелом». Еще могу отметить выездной матч с «Анжи», победа в котором позволила нам остаться в Премьер-Лиге. В Махачкале я также вышел в стартовом составе и провел на поле практически все 90 минут.
НУЖНО БЫЛО ЗАКАНЧИВАТЬ КАРЬЕРУ В 23 ГОДА
- Почему в 2004 году вы уехали в «Содовик»?
- Все просто – меня отдали в аренду. Я не особо рвался ехать в Стерлитамак, но звали туда очень настойчиво. В итоге меня убедили там играть, и я об этом этапе карьеры не жалею. «Содовик» ставил задачу выхода в Первый дивизион, и это накладывало свой отпечаток на подготовку, психологию. Мы приезжали на матч с одной мыслью – победить, раньше я такого давления не испытывал.
- Кроме того, вы регулярно получали игровую практику, проведя в составе «Содовика» 32 матча.
- Да, в Стерлитамаке у меня все складывалось неплохо, пока не начали преследовать травмы. Случился разрыв передней крестообразной связки, я выбыл практически на год. После этого карьера, считай, закончилась. Пять лет моя жизнь состояла из сплошных травм и восстановлений. В 2007 году я попытался вернуться на профессиональный уровень, подписал контракт с ульяновской «Волгой», но провел за этот клуб всего одну игру. Потом опять получил повреждение, а через какое-то время второй раз порвал «кресты». И в 27 лет решил: «Хватит мучиться, пора заканчивать карьеру».
- Какие сложности у вас, как у москвича, возникали в Стерлитамаке и Ульяновске?
- Конечно, в чужом городе было некомфортно. Бывшая жена со мной переехать не могла, мы подолгу не виделись, это было достаточно тяжело. Со временем, конечно, я находил друзей, но поначалу было очень непросто и непривычно.
- С проблемой безденежья, играя во второй лиге, сталкивались?
- Вот как раз во второй лиге ее не возникало. А при Кучеревском и Никонове в «Торпедо-ЗИЛ» действительно случалось, что мы по полгода сидели без зарплаты.
- У вас в карьере еще был эпизод, когда вы играли в любительском клубе «Троицк», и там-то уж точно зарплаты были чисто символические…
- Я тогда восстанавливался после травмы и поддерживал форму на любительском уровне. Что касается денег, то, вы правы, их хватало только на бензин. Как жил? Работала жена, мы сдавали квартиру. Словом, было тяжело, но с голоду не умирали.
- Наш традиционный вопрос про договорные матчи: принимали ли участие? Предлагали ли вам подобное?
- (После паузы) Возможно, во второй лиге они действительно имели место, во всяком случае, такие слухи до меня доходили. Но какой-то конкретной информацией не обладаю: мне в них участвовать не предлагали.
- Насколько вы довольны своей футбольной карьерой?
- До 23 лет – полностью доволен. Считаю, что нужно было вовремя остановиться, сразу, когда начались травмы. Но кто же знал, что так будет.
- То есть закончить не в 27 лет, а еще раньше?
- Да, в 23 года. Тогда не пришлось бы четыре года лечиться, можно было бы спокойно строить дальнейшую жизнь, заниматься другими делами. Потому что, повторюсь, последние несколько лет карьеры были сплошным мучением. Стоило восстановиться, выйти на прежний уровень, как снова получал травму. Психологически это сильно выбивало из колеи.
ЗАДАЧА НА ЛЕТНЕЕ ПЕРВЕНСТВО – ФИНИШИРОВАТЬ В ПЕРВОЙ ПЯТЕРКЕ
Виталий Лыхин с воспитанниками «Торпедо-1995»
- Как и когда началась ваша тренерская карьера?
- Фейзудин Эрзиманов пригласил в спортивный клуб «Торпедо» и предложил мне попробовать себя в тренерской работе. Затем произошло слияние двух школ, работавших при стадионе. Мы стали подведомственным учреждением «Юности Москвы», и с ноября 2010 года я, как и мои коллеги по цеху – Роман Хусяйнов и Денис Андреев - тружусь в «Торпедо».
- Что было дальше?
- Несколько лет я помогал Олегу Лёвину с командами 1995 и 2002 годов рождения. Набирался опыта, а затем принял решение работать самостоятельно, провел набор ребят 2006 года. И вот уже шесть лет работаю с этой командой.
- С какими сложностями столкнулись на первых порах?
- С 1995 годом сложности были только одни – кадровые. Практически все футболисты ушли после закрытия ФК «Москвы», кого мы только не приглашали, чтобы набрать заявку. И тот факт, что команда не только была создана с нуля, но приносила очки в копилку школы – заслуга Олега Анатольевича. Что касается лично меня, то, конечно, поначалу не хватало опыта. Я «впитывал» то, что делали и говорили коллеги по цеху, самостоятельно подмечал какие-то вещи. Так я и пришел к своему видению тренерского ремесла, нашел свой подход к работе.
- «Торпедо-2006» по праву считается одной из самых перспективных команд в школе. В чем секрет их успеха?
- В работе. Все ответственно подходят к тренировочному процессу, хотят расти и совершенствоваться, прислушиваются к тому, что я им говорю и советую. Конечно, есть ребята способные, но и талант тоже нужно развивать.
- Как оцените выступление своих воспитанников в зимнем Первенстве Москвы?
- Считаю, что мы выступили нормально, хотя понятно, что результат – не главное. Были разные матчи: в каких-то мы не заслуживали поражения, получали голы на последних минутах, как во встрече со «Строгино». Но, в целом, показали добротный футбол. Понятно, что всегда хочется играть еще лучше, однако в Зимнем Первенстве не удалось завоевать более высокое место, в том числе, и по объективным причинам: мы выступали на два фронта.
- Можете выделить кого-то из игроков по итогам Зимнего Первенства Москвы?
- Я не сторонник кого-то выделять, хотя в составе есть много тех, кто этого заслуживает.
- Есть ли какие-то тревоги и опасения относительно выступления в Летнем Первенстве? Возможно, существуют проблемы селекционного характера?
- Считаю, что у нас достаточно сбалансированный состав. Во всех линиях собраны качественные футболисты. Единственное, что волнует – реализация моментов. Мы их создаем, но забиваем с большим трудом, из пяти возможностей отличиться можем не использовать ни одной. Плюс сейчас ребята вступили в такой возраст, когда начинают расти антропометрически. Есть опасения, что соперники, которые постоянно проводят селекцию, будут превосходить нас в физическом плане. Так что нам будет тяжело, но мы к этому готовы. Сдаваться на милость победителю не собираемся, будем работать и пытаться играть.
- Какое место в Летнем Первенстве-2018 будет для вас считаться успехом?
- Не ниже пятого, как в прошлом сезоне. Хотя, повторюсь, нам будет непросто, но задача перед командой будет поставлена именно такая.
- Как вы справляетесь с извечной проблемой нашей школы – уходом воспитанников в топ-академии?
- Не буду скрывать, ребят действительно переманивают селекционеры из других школ. С их стороны постоянно идет работа с моими футболистами. Стараюсь убедить их остаться, показать, что и в «Торпедо» есть, чему поучиться, что и у нас можно прогрессировать. К тому же у ребят адекватные родители. Они понимают, что в топ-академиях лучше условия, но хуже перспективы. У нас ведется спокойная и планомерная работа, дети играют с лучшими школами Москвы, они на виду. Так что и воспитанники, и родители все понимают и не стремятся уходить.
РЕФОРМЫ В ДЕТСКОМ ФУТБОЛЕ? ЗАПРЕТИТЬ ПЕРЕХОДЫ ДО 14 ЛЕТ
Виталий Лыхин с воспитанниками «Торпедо-2006»
- В новом сезоне вы руководите двумя (а иногда и тремя) командами. В чем особенности каждой из них и как, исходя из этого, вы строите тренировочный процесс и коммуникацию?
- Все происходит в штатном режиме, хотя, конечно, приходится подстраивать расписание под каждую из команд. С 2002 годом особых проблем нет. Я давно работаю с этими футболистами, хорошо знаю их, требования Олега Анатольевича. В команде собраны ответственные и мотивированные игроки, которых не нужно лишний раз убеждать что-то сделать, они сами все понимают. Про 2006 год я уже сказал выше. А малыши 2011-2012 годов рождения пока просто получают удовольствие от футбола, а я – от работы с ними. От них пока идет только позитив, ребята с радостью ходят на тренировки.
- Надеемся, что нас не услышит Олег Лёвин, но не спросить не можем: почему под вашим руководством его команда 2002 года играет так успешно? Даже в рамках Зимнего Первенства в трех матчах, в которых вы его замещали, черно-белые не потерпели ни одного поражения!
- Это просто случай! Они же по-прежнему работают на фундаменте, заложенном Олегом Анатольевичем. Моя задача – не навредить, ничего не испортить, назвать стартовый состав и пару раз прикрикнуть по ходу матча (улыбается). Все делается под его руководством, но в моем исполнении. А то, что мы набрали так много очков… В некоторых матчах нам повезло, не знаю, чья это удача – моя или ребят. Но главный фактор их успеха кроется в работе, так что результаты не удивительны.
- Олег Анатольевич, в свою очередь, помогает вам с 2006?
- Естественно, мы все время на связи, постоянно обсуждаем моих ребят. Олег Анатольевич прекрасно знает всех моих футболистов, какие у них данные и способности. Так что он в курсе ситуации и очень нам помогает.
- Не секрет, что в нашей школе есть разные тренеры: одни – строгие и требовательные, другие – более мягкие. Какой тренер вы?
- Требовательный однозначно. Не знаю, как еще себя оценить. Во главу угла я ставлю дисциплину, выполнение моих установок. Но, конечно, во всем нужен баланс. Иногда нужно проявить жесткость, иногда, напротив, одобрить, похвалить. В этом и заключается работа тренера. Я стараюсь быть справедливым по отношению к своим футболистам, но не всегда получается. Когда игры идут одна за одной, и в каждой нужно добиться результата, могу быть слишком жестким.
- Извиниться в раздевалке потом способны?
- Да, с этим никаких проблем нет. Я всегда готов признать, если был не прав. Но крайне негативных моментов, чтобы я кого-то обзывал или сильно ругался, не было. Бывали разговоры на повышенных тонах, не требующие последующих извинений.
- Назовите, пожалуйста, тезисно, главные положительные и отрицательные моменты в нашем детском футболе?
- Первый отрицательный – это, конечно, результат. Когда тренеру приходится форсировать подготовку, во что бы то ни стало добывать победу. Иногда хочется показать более качественный футбол, но ради результата приходится упрощать игру. Это самый главный фактор. Еще один – то, о чем мы говорили выше, когда селекционеры переманивают ребят из одной школы в другую. Постоянно сидеть и думать – уведут у тебя футболиста или нет – не очень приятно. Еще хуже и обиднее, когда ребята все же уходят, и та работа, которую ты провел, становится достижением других людей.
Если говорить о хороших моментах, это, прежде всего, положительные эмоции, которыми мы, тренеры, подпитываемся каждый день. Я считаю свою профессию самой лучшей и получаю от работы большое удовольствие.
- Если бы вы были президентом РФС, что бы первым делом сделали для детского футбола?
- Запретил бы переходы футболистов до 14 лет.
- Планируете ли вы продолжить обучение и получить более высокую тренерскую категорию?
- Да, хочется и обучаться, и совершенствоваться, как тренер.
- Вам было бы интересно впоследствии поработать с командой мастеров?
- Думаю, любой тренер, да и человек другой профессии, хочет в своей деятельности достичь максимальных высот. Я не исключение. Понятно, что мне нужно набраться опыта, проявить себя на детско-юношеском уровне. А что будет дальше – посмотрим.
ПОСТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ РАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
- Расскажите, как проводите свободное от тренировок время? Есть ли у вас хобби или увлечения?
- Сейчас отдыхаю исключительно в компании своей супруги, стараюсь проводить с ней каждую свободную минуту. Ведем активный образ жизни, зимой ездили кататься на горных лыжах. А так набор увлечений стандартный – кино, театры, концерты.
- Недавно в вашей жизни произошло значимое событие – вы женились. Расскажите о том, как прошло торжество?
- Свадьба была скромная, отметили в кругу семьи. Мы с женой сразу решили не устраивать пышных торжеств. Расписались и уехали в свадебное путешествие.
- Чем занимается ваша супруга Ольга?
- Она ветеринарный врач. Лечит животных.
- 4 апреля вам исполнилось 38 лет. С каким настроением подошли к этой дате? О чем мечтаете?
- О том, чтобы все было хорошо (улыбается). Чтобы неудачи и негативные моменты обходили меня стороной. В целом, в жизни меня все устраивает, я доволен. Ну и, как я говорил, хочется расти профессионально. Получится или нет – не знаю, но такую задачу перед собой я поставил.
Теги:
|
Тема:
Академия ФК «Торпедо Москва»
|