Предлагаем вашему вниманию полную версию интервью с защитником «Торпедо» Никитой Сергеевым, опубликованного в официальной программе к матчу с «Ротором-2». В беседе с клубной пресс-службой Никита рассказал, что помешало ему заиграть в Премьер-Лиге, вспомнил, как противостоял Артему Дзюбе, дал совет молодым футболистам и признался, что попал в автозаводский клуб благодаря Петру Устинову.
КРЕСТ НА ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАИГРАТЬ В «ДИНАМО» ПОСТАВИЛА ТРАВМА
- Ты родился в Твери. Как ты пришел в футбол?
- Начинал, как и многие, во дворе, когда мне было 7-8 лет. Один из друзей занимался в школе «Волги» и предложил пойти с ним на тренировку. Но поскольку он был на два года старше, несколько лет я занимался с этой командой, а затем уже перешел в свою возрастную группу. Самое яркое впечатление детства – поездка во Францию. Пять дней на автобусе туда, пять – обратно. Но зато посмотрели всю Европу. И сам турнир сложился для нас удачно.
- В подростковом возрасте ты оказался в Академии «Динамо» имени Л. И. Яшина. Где селекционеры успели тебя рассмотреть?
- Дело было не так. Мне было лет 14, когда я решительно заявил родителям, что буду футболистом. Они были против. Тогда я поставил им условие: они устраивают мне просмотр в одной из столичных академий, и пусть там оценивают мои перспективы. Так я оказался в «Динамо». Приехал на товарищеский матч с 1993 годом рождения. Я тогда играл в полузащите, тренер же попросил меня выдвинуться на позицию переднего защитника. Я хорошо себя проявил, и сразу после матча мне предложили контракт.
- Что было дальше: родители уехали в Тверь, а ты остался в Москве?
- Был апрель, мы договорились, что я сдам все экзамены, закончу 9 класс и перееду в интернат. Когда же мы участвовали в Первенстве Москвы, то всю неделю я тренировался в Твери, и приезжал в расположение «Динамо» лишь на игры.
- Ты привлекался в юношескую сборную России. Расскажи о выступлениях за эту команду?
- В ее составе я провел не один матч, участвовал в разного рода международных турнирах и сборах. Но на чемпионат Европы не попал: Юрия Смольянинова на посту главного тренера сменил Вячеслав Даев, который делал ставку на других футболистов.
- Кто из партнеров по Академии или юношеской сборной сейчас на слуху?
- Ребята моего возраста, в основном, играют во второй лиге. Зато в командах Премьер-Лиги много тех, с кем я выступал за молодежный состав «Динамо». Это Иван Соловьев, Павел Соломатин, Дмитрий Живоглядов, Григорий Морозов, Александр Ташаев, Анатолий Катрич, Роман Зобнин.
- Ты дебютировал за молодежный состав «Динамо» 26 марта 2010 года в матче против «Зенита». Помнишь эту игру?
- Да, это был третий тур молодежного Первенства, первые два я пропустил. Выходя на поле, не волновался. Тренер, под руководством которого я выпускался из Академии, Александр Васильевич Новиков, как раз перешел на работу в молодежную команду, и привлек под ее знамена почти всех ребят нашего возраста. Так что все было знакомо, и поводов для переживаний не было.
- Ты защищал цвета молодежки «Динамо» на протяжении четырех сезонов. Чем памятно для тебя это время?
- В коллективе была хорошая атмосфера. Тренерский штаб, хоть и менялся, был очень высокого уровня. Я постоянно играл, мы завоевывали титулы: серебро, переходное золото, становились чемпионами Первенства. Кроме того, я регулярно привлекался к тренировкам основного состава, ездил с ним на сборы, принимал участие в контрольных матчах. Хорошие времена были!
- В заявку основной команды на официальный матч попасть удалось?
- Да, один раз это случилось. В последнем туре сезона-2011/12 мы встречались с «Кубанью», и тренерский штаб включил меня в заявку. После игры Сергей Силкин признался: «Я выбирал между тобой и Ломичем, но отдал предпочтение ему. Наверное, я прогадал, нужно было дать шанс тебе». После этих слов испытал двоякие эмоции: с одной стороны, попал в число 18-ти, с другой стороны, очень хотелось выйти на поле.
- То есть твое длительное пребывание в молодежке обусловлено желанием закрепиться в основной команде?
- Конечно, я – воспитанник «Динамо», это мой родной клуб, и, конечно, мне хотелось в нем играть. Но тогда бело-голубые обладали сумасшедшим составом, хорошим финансированием, и пробиться молодежи было тяжеловато. А затем я получил травму, и о перспективах проявить себя в динамовском клубе можно было забыть.
- Травма была настолько серьезной?
- Да, я должен был уйти в аренду в солигорский «Шахтер», но в отпуске вдруг заболело колено. Обследование показало, что «слетел» коленный хрящ. Мне сделали операцию, после которой я восстанавливался полгода. Оставшуюся часть сезона я тренировался с «Динамо», но не играл, потому что по возрасту меня уже не хотели заявлять за молодежку.
- Это был самый тяжелый этап в твоей футбольной жизни?
- Да, потому что хотелось играть. Кроме того, казалось, все складывается успешно, я двигаюсь поступательно: Академия – молодежка – тренировки с основной командой, а тут пришлось, по сути, все начинать сначала. Самое обидное, что не в моих силах было что-то изменить, так что психологически пришлось очень тяжело.
НИКАКОГО МАНДРАЖА ПЕРЕД «ЗЕНИТОМ» НЕ ИСПЫТЫВАЛ
- Следующие полгода ты провел в «Калуге»…
- В этот клуб меня пригласил Владимир Волчек, который одно время работал в дубле «Локомотива», и, соответственно, хорошо знал ребят моего возраста. Поначалу мне не удавалось выйти на поле, потому что я пришел перед самым началом сезона, и в команде уже была наиграна пара защитников. 7-8 туров я провел на скамейке запасных, затем последовала череда травм футболистов, и я начал играть. В «Калуге» мне очень нравилось: у нас была хорошая команда, но затем начались финансовые проблемы, и всем приезжим пришлось уйти: клуб стал делать ставку на калужан. В это время мой знакомый возглавил «Волгу», и я вернулся домой.
- Период в «Волге» интересен, прежде всего, тем, что в 2015 году команда дошла до 1/16 финала Кубка России и привезла в Тверь питерский «Зенит». И пусть этот матч завершился со счетом 0:3, для тебя наверняка он был примечательным и одним из самых ярких в карьере.
- Мне, как уроженцу Твери, было очень приятно привезти туда «Зенит». В городе был огромный ажиотаж: стадион был забит под завязку, люди сидели и на деревьях, и на мостах, и на близлежащих зданиях. Многие следили за ходом матча по интернету. Словом, жизнь в Твери остановилась, все побросали работу и смотрели футбол. Это было очень приятно. После игры даже люди на улицах подходили и благодарили за игру. Ведь основное время завершилось 0:0, и лишь в дополнительное мы пропустили три мяча.
tverigrad.ru
- Наткнулись в интернете на интересное фото, где ты вступаешь в противоборство с Артемом Дзюбой…
- Мы с ним пересекались и раньше: когда «Динамо» играло против молодежной сборной России. И уже тогда он казался мне очень большим! А в 2015 году Дзюба стал еще фактурнее. Он вышел на замену на 60 минуте, и играть стало намного тяжелее.
- Не каждому удается провести матч против чемпиона России. В раздевалке перед игрой чувствовался мандраж?
- Нет, почему мы должны были мандражировать? Да, игроки «Зенита» добились успеха в футболе, но в остальном они такие же люди, как и мы, у которых две ноги, две руки, голова на плечах. Так что чрезмерного пиетета мы не испытывали.
- После финального свистка удалось поменяться с кем-то футболками?
- Еще по выступлениям за «Динамо» знал Артура Юсупова, так что попросил футболку у него. Моя, думаю, была ему не нужна (смеется).
СОВЕТУЮ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УЕЗЖАТЬ В ЕВРОПУ
- Зимой 2016 года ты решил попробовать свои силы в софийской «Славии». Как на тебя вышел этот клуб?
- После завершения осенней части Первенства мне позвонили незнакомые агенты и предложили свои услуги. А я всегда мечтал играть в Европе, говорил об этом, еще будучи футболистом «Динамо». И получилось так, что они нашли мне вариант со «Славией», которую как раз возглавил российский специалист Александр Тарханов.
- Каково было работать под руководством столь именитого наставника?
- Мне нравился его подход к тренировочному процессу. Я не особо люблю заниматься беготней, которая, безусловно, полезна на сборах, но в официальных матчах нужно играть в футбол, чтобы болельщикам было интересно. Тарханов как раз и требовал от нас зрелищной игры, чтобы команда контролировала мяч. Но, думаю, с ним комфортнее работать нападающим, а не защитникам, он больше заточен на футболистов атакующей линии.
- Переехав в Европу, столкнулся с бытовыми или иного рода проблемами?
- Особого дискомфорта не испытал. Во-первых, отсутствовал языковой барьер, потому что в команде играл Сердер Сердеров, а в тренерский штаб, помимо Тарханова, входили специалисты, поигравшие в России. Кроме того, приехав в Болгарию, я прошел курсы английского, вспомнил школьную программу и мог без проблем общаться с партнерами. Во-вторых, бытовые условия были очень хорошими: клуб снимал мне квартиру с балконом, видом на город. В-третьих, поскольку в Болгарии теплый климат, матчи проходили на натуральных полях. Словом, и тренироваться, и играть, и жить в Софии было одно удовольствие!
- Тем не менее, за «Славию» ты провел всего четыре полных матча…
- Да, я присоединился к команде во втором круге, и на тот момент там уже имелась сыгранная пара защитников. Чемпионат мы начали очень хорошо, туров 8-9 не пропускали, и я понимал, что если у команды идет игра, то зачем тренеру что-то менять? Потом начался небольшой спад, и в последних двух турах Тарханов доверил мне место в стартовом составе. Мы обыграли «Левски», затем еще одну команду и попали в квалификационный раунд Лиги Европы. А перед стартом нового сезона Александр Федорович без объяснения причин посадил меня на скамейку. Мы потерпели семь поражений, но тренер не вносил коррективы в состав, и мы решили разойтись.
- Однако ты сыграл в квалификации Лиги Европы против «Заглембе». Это ли не повод для гордости?
- Это приятные воспоминания. Очень понравилась атмосфера, царившая на матчах, потому что в Софии «Славия» - не самый популярный клуб, в городе есть ЦСКА, «Левски», за которые все болеют. А когда мы приехали в Польшу, собралось много народу, в том числе и потому, что «Заглембе» проиграл первый матч, и вынужден был отыгрываться.
- Как, в целом, оценишь полгода, проведенные в «Славии»? И что посоветуешь молодым игрокам: пробиваться через вторую лигу или уезжать не в самый сильный европейский чемпионат?
- С одной стороны, в Софии я поработал с именитым специалистом, который на хорошем счету в российском футболе, тренирует команду Премьер-Лиги. С другой - в какой-то степени недоволен собой, тем, что не смог доказать свою состоятельность, сыграть больше матчей. Что касается второй части вашего вопроса, то, конечно, я советую при первой возможности уезжать в Европу. Не могу сказать про Эстонию, Латвию, Литву, но Болгария, Польша, Чехия – это сильные чемпионаты, где интересно играть. В этих лигах можно расти и получить хороший шанс проявить себя на более высоком уровне.
МЫ ПРОВАЛИЛИ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ СЕЗОНА
- Чем, помимо финансовых проблем, запомнился клуб «Домодедово»?
- Я перешел в эту команду в последний день трансферного окна, потому что других вариантов продолжения карьеры не было. Это был самый тяжелый период в моей футбольной жизни, не считая этапа, когда я восстанавливался после травмы. Хорошо, что он длился всего 2-3 месяца, и я смог его пережить. Я верил в себя, что все наладится и получится, это помогло мне вылезти из этой «ямы». Больше про «Домодедово» мне сказать нечего (улыбается).
- Хорошо, тогда расскажи, как стал возможен переход в «Торпедо»?
- Сначала меня пригласил на просмотр Владимир Сергеевич Белоусов, но мы с агентом в какой-то степени проигнорировали его слова. Я понимал, что уже в том возрасте, когда нужно пробовать свои силы в ФНЛ. Так что сидел дома, ждал предложений. В какой-то из дней мне позвонили Петя Устинов и Женя Пузин и сказали: «Что, так и будешь сидеть без команды? Приезжай к нам! Мы поговорим с тренерским штабом насчет просмотра». Я согласился, и уже на следующий день приехал в Подольск тренироваться.
- Значит за наличие в команде такого надежного защитника мы должны поблагодарить Устинова?
- Да, я Петру спасибо уже сказал (улыбается).
- Ты один из немногих в нынешнем «Торпедо», кого можно назвать стопроцентным игроком основного состава: ты ни разу не был заменен, и пропустил матч с «Соколом» только по причине дисквалификации. Такое доверие тренерского штаба подкупает?
- Конечно, мне приятно, что я играю все 90 минут. Я люблю футбол, и стремлюсь все время помогать команде, идти с ней к поставленной цели.
- Как тебе работается под руководством Игоря Колыванова?
- Эмоции положительные. Вы же видите: все, кто дает интервью, отзываются о нем только в восторженных тонах. Я такого же мнения. Мне очень нравится с ним работать. Игорь Владимирович так же, как и Тарханов, не любит сидеть в обороне. Он любит атаковать, действовать первым номером, и меня это подкупает. Думаю, своей игрой мы все же привлечем болельщиков на стадион.
- Ты сказал, что начинал на позиции полузащитника. А сейчас готов сыграть в этом амплуа?
- С тех пор прошло много времени, и сейчас я сконцентрирован на игре в обороне. Конечно, я могу закрыть другие позиции, но там пользы от меня будет меньше. Комфортнее всего чувствую себя в центре защиты. Это совершенно другие действия: ты видишь все поле, подсказываешь, можешь начать атаку. В общем, в какой-то степени чувствуешь себя руководителем.
- Подведи итоги первой части сезона для нашего клуба?
- Первая часть провалена. Других слов у меня нет. Потому что перед нами стоит задача выйти в ФНЛ, а отрыв от «Арарата» сумасшедший. Но мы будем продолжать биться, может быть, соперник попадет в такую же череду неудач. Так что постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы достигнуть поставленной цели. Опускать руки никто не собирается. Во-первых, впереди еще 10 туров, случиться может все, что угодно. Во-вторых, мы играем не в том клубе, чтобы сдаваться. Нас просто не поймут.
- В чем, на твой взгляд, причина неудачной серии, последовавшей после «Арарата»? Ведь игроки в большинстве своем собраны опытные и психологически устойчивые…
- После каждой игры я пытался понять, что с нами происходит. Мне кажется, мы доминировали во всех матчах, даже с «Араратом». Но в итоге складывалось таким образом, что «Сатурну» и «Динамо» мы не могли просто забить, с «Зорким» и «Металлургом» проводили разные таймы. Если честно, я так и не пришел к выводу, почему мы не добились результата. Такие клубы мы должны обыгрывать, не в обиду им будет сказано.
- Насколько тебе комфортно в «Торпедо»? Все ли тебя устраивает в нашем клубе?
- Мне все нравится! Некомфортно только от того, что мы не выполняем задачу и можем не оказаться в следующем сезоне дивизионом выше…. А болельщики наши – самые лучшие, раз они поддерживают команду несмотря ни на что! Это очень приятно, могу им сказать, что они – молодцы!
- Расскажи, кто поддерживает на трибуне лично тебя?
- Со времен «Динамо» у меня в Москве осталось много друзей, так что они приходят на матчи и болеют за меня. Родители смотрят игры через интернет, так как возможности приезжать на стадион у них, к сожалению, нет. Я не женат, девушки сейчас тоже нет.
- Значит твое сердце свободно?
- На данный момент оно принадлежит только «Торпедо» (смеется)
- Как ты проводишь свободное время?
- Когда нет тренировок, и я в отпуске, то стараюсь побольше гулять, встречаться с друзьями. А когда идет сезон, то, учитывая столичные пробки, главное – доползти до дома. Можно полежать на диване, посмотреть сериалы. Могу занять себя и традиционными мужскими забавами: поиграть в приставку.
- За какую команду играешь в SonyPlayStation?
- Дортмундскую «Боруссию».
- Именно этой команде ты и симпатизируешь?
- Да, в Европе - «Боруссии», а в России – «Краснодару».
- Мы думали, что «Динамо». Объясни свой выбор.
- «Динамо» уже отошло на второй план. А клуб Сергея Галицкого импонирует мне философией менеджмента и самой игрой.
- С планами на отпуск уже определился?
- Сначала поеду домой, побуду с родителями. А потом… Возможно, улечу в теплые страны, а, возможно, останусь дома и буду играть в хоккей.
Теги:
|
Тема:
Интервью
|