Клуб История Руководство Партнеры Достижения Контакты Команда Академия Новости Академия ФК «Торпедо Москва» Болельщики Ветераны Интервью Клуб Команда Пресса ФОК «Торпедо» Антидопинг
Билеты и абонементы Интернет-магазин Аккредитация
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: Я ЖЕНАТ НА «ТОРПЕДО»
03.05.2017 / Команда

Kapitonich ProfailОчередным героем рубрики «Народное интервью» стал администратор «Торпедо» Александр Петров. Легендарный Капитоныч, работающий в автозаводском клубе более сорока лет, отвечая на вопросы болельщиков, рассказал, что мог оказаться в ЦСКА, поделился своей самой большой мечтой и раскрыл секрет верности черно-белым цветам.

Тяжела ли профессия массажиста? И можете вспомнить смешные случаи, связанные с вашей профессией? (Дмитрий Корунов)

- Профессия очень тяжелая. Особенно непросто было в советское время, когда у команды было по три тренировки в день, и мне одному приходилось работать по 12 часов. Причем после заключительного занятия я еще проводил восстановительные мероприятия, уделяя каждому футболисту полчаса своего времени. Освобождался я в 11 вечера, после чего ходил по номерам и делал компрессы. Так что работа массажиста тяжела, прежде всего, физически. Плюс не стоит забывать о том, что людям этой профессии приходится дышать тем, что они втирают, а это не очень полезно для здоровья.

Каких-то откровенно смешных случаев не припомню, разве что однажды перепутал вазелин с разогревающей мазью Бом-Бенге и намазал ею футболиста (улыбается). А так ничего забавного не было, тем более что в советское время у массажистов не было такого многообразия средств, как сейчас. Но обязательно нужно было, чтобы в холодную погоду у игроков «горели» ноги. И здесь у меня был свой секрет, который я тщательно скрывал от коллег. На самом деле, все было просто: когда мы ездили за границу, я оттуда привозил пятилитровые банки оливкового масла. И когда было холодно, сначала ребят разогревал, а затем «закрывал» поры теплым оливковым маслом.

Как вы думаете, выйдет ли «Торпедо» в ФНЛ в этом сезоне? И что для вас значит «Торпедо»? (Павел Авраменко)

Если я работаю в клубе 40 лет, что он может для меня значить? Для меня это больше, чем жизнь. Это моя семья, мой дом, можно сказать, я женат на «Торпедо».

Что касается первой части вопроса, то я не могу ответить на него со стопроцентной гарантией. Желание выйти в ФНЛ у тренерского штаба и ребят есть. Теперь все зависит от них, от их самоотдачи. Осталось не так много игр, нужно в каждой из них выложиться на сто процентов, тогда шансы на повышение в классе будут высоки. Пока могу сказать одно: будем стараться выполнить поставленную перед нами задачу.

За вашими плечами огромный стаж службы в «Торпедо», через вас прошло не одно поколение футболистов. Ваш сын - воспитанник торпедовской школы, ваши внуки также сейчас постигают азы футбола на Восточной улице. Скажите, пожалуйста, какими характерными качествами должен обладать Торпедовец? И можете ли вы сказать по игре футболиста: «Да, этот игрок прошел школу Торпедо»? (Евгений Соколиков)

Вряд ли я могу сейчас сказать, что способен отличить торпедовца от футболиста другого клуба. Разве что по форме. Это утверждение, скорее, можно отнести к команде советских времен, когда у каждого клуба был свой стиль, и люди десятилетиями играли друг с другом. Сейчас все команды в стилевом плане равны, потому что тактика порой превалирует над индивидуальным мастерством. И таких футболистов, как Стрельцов или Воронин, манеру игры которых знали все, практически нет. Для меня торпедовский стиль и качества – это техника, голова, ум, интеллигентность на поле и в манере боления.

Как вы относитесь к фанатам команды и как вы думаете, что для них сейчас должно быть самым главным? (Евгений Белый)

К фанатам я отношусь с большим уважением. Что касается второй части вопроса, то считаю, что болельщики должны поддерживать команду, в какой бы ситуации она не была. Помогать ей, а не зарабатывать штрафы, как порой случалось у нас.

Что может заставить человека столько лет и при любых обстоятельствах быть преданным одному клубу? В чем секрет Вашего черно-белого долголетия? (Антон Саморуков)

Наверное, я просто не представляю свою жизнь без работы, а в одном клубе тружусь столько лет потому, что мне не хочется быть перебежчиком. Я уже сказал, что «Торпедо» - это мой дом, а как можно уйти из дома? Разве что, его сжечь… Ну и другой секрет – это здоровье, без него невозможно ни жить, ни работать. Но пока в этом плане все слава Богу нормально.

Мой вопрос, скорее, касается вашего внука Арсения. Что для него сейчас «Торпедо», учитывая статус его легендарного деда и тот факт, что он является лидером команды своего года рождения? (Андрей Пежонов)

Наверное, на этот вопрос лучше было бы ответить Арсению, но я попробую сказать за него. Понимаете, когда у тебя дед – торпедовец, отец – торпедовец, то буква «Т» для тебя не просто буква алфавита, а большая ответственность. Я вижу, как он переживает поражения, знаю, что он не хочет подвести ни меня, ни свою семью. Он очень старается нам соответствовать, но самое главное – Арсений растет порядочным человеком. А это самое важное для торпедовца.

PetrovAA vnuki 0415

Апрель 2015. Александр Петров с внуками Артемием и Арсением

Знаю, что много лет назад вы своими руками могли определить 14 из 15 футболистов «Торпедо». Можете ли Вы с уверенностью определить нынешний состав команды, хотя он постоянно меняется? (Семья Чакчук)

Это достаточно давняя история, кажется, это было в 1979 году. Тогда мне завязали глаза и на ощупь предложили определить игроков. А когда я безошибочно назвал всех, следующим был Юрин, который к тому времени был тренером. Когда я по мышцам определил и его, футболисты сказали, что я подсматриваю (улыбается).

Сейчас с таким испытанием я уже не справлюсь, потому что не являюсь массажистом. Да и не думаю, что кому-то из моих коллег сейчас это под силу. Во-первых, в командах, как правило, два массажиста. Во-вторых, сейчас идет такая ротация игроков, что запомнить их сложно. В-третьих, если раньше процедуры были достаточно простые, много было массажа восстановительного, лечебного, то сейчас часть работы делает аппаратура. Тем не менее, могу сказать, что нынешний массажист «Торпедо» Алексей Борисович Завгородний является специалистом очень высокого уровня. Его компетенция может позволить ему работать в любой команде высшей лиги.

В чем заключается суть работы администратором команды, каковы ее критерии и задачи? С какими трудностями приходится сталкиваться администратору? (torpedon11. Республика Коми, г. Инта)

Наверное, в республике Коми сложностей у нас было бы больше, ведь приходилось бы ездить на большие расстояния. Мы же сейчас играем во второй лиге, где многие матчи проходят в Москве или близлежащих городах. Да и вообще все гораздо проще, есть интернет, мобильная связь. В советское время администраторам приходилось сутками «торчать» в аэропорту в ожидании рейса, а потом оказывалось, что его отменили.

Работа администратора ежедневная и достаточно простая. Нужно подготовить мячи, форму. Хотя сейчас тренировочный процесс стал многообразнее. Если раньше футболистам достаточно было десяти мячей, то сейчас на занятиях отрабатывается масса упражнений, для которых игрокам нужны и фишки, и барьеры. Кроме того, в мои обязанности входит встреча и размещение судей.

(Вопросы от Александра, болельщика «Торпедо» с 20-летним стажем):

1. Расскажите поподробнее, как вы попали в «Торпедо»? Когда пришли в клуб, думали ли, что проработаете здесь не одно десятилетие?

Я окончил Омский государственный институт физической культуры по специальности «тренер по футболу». Еще во время обучения в институте, у нас открылась школа массажа, где я два года постигал азы профессии. В то же время меня стали привлекать к работе с женской молодежной сборной СССР по конькобежному спорту. Как-то вместе с ними мы отправились на летние сборы в Днепропетровск, которые проходили в лагере Днепропетровского металлургического института. Директором там был бывший тренер «Уралмаша». Когда мы играли в футбол, он обратил внимание на то, что я грамотно обращаюсь с мячом. Вызвал меня на разговор, сказал, что после окончания института я должен работать в футболе и написал рекомендательное письмо Савелию Евсеевичу Мышалову. Савелий Евсеевич сказал, что сейчас массажиста ищут два тренера: Анатолий Владимирович Тарасов, который тогда работал в футбольном ЦСКА, и Валентин Козьмич Иванов в «Торпедо». Сначала Мышалов отправил меня в ЦСКА, и, приехав, я увидел смешную сцену: ребята бегали пятерками с блинами на плечах и мячом внизу. Во время нашего разговора Тарасов честно признался, что с удовольствием взял бы меня на работу, но клуб никак не поможет мне в решении жилищного вопроса. На этом мы разговор закончили. Я приехал к Козьмичу, он ответил, что ничего мне сказать не может, и решение будет принимать врач команды Прояев. Так что Анатолий Семенович сыграл в моей жизни очень большую роль. В общем, так меня взяли на испытательный срок, а 1 октября 1975 году я был официально «прикреплен» к команде.

До сих пор помню фразу, которую произнес при встрече с Анатолием Семеновичем Прояевым в 1975 году, о том, что я буду работать долго. Так что, да, я неслучайно столько лет в этом клубе.

2. Каково ваше впечатление от работы с «золотым» поколением «Торпедо»? Чем, на ваш взгляд, те футболисты отличаются от современных спортсменов?

Когда я захожу в раздевалку, ребята всегда смотрят вниз по одной простой причине: у всех в руках телефоны. Я называю их «поколение опущенных голов». Раньше у нас такого не было, в свободное время мы играли на бильярде, в баскетбол, волейбол, зимой – в хоккей с мячом или шайбой. Ребята были разносторонне развиты, читали книги. И, конечно, безоговорочно уважали старших. Никогда не забуду случай, когда в бильярдную вошли два именитых игрока, а в это время за столом играли ребята из дубля. Увидев «ветеранов», они сразу отложили кий, и уступили место старшим товарищам.

Что касается впечатлений от работы, то в то время на каждой позиции играл футболист очень высокого уровня. Но, несмотря на заслуги и титулы, все были очень скромными, никогда не строили из себя звезд. Наоборот, признавались, что стыдно выходить на улицу после поражения, ведь все их знают и начинают распекать за неудачный матч. Я до сих пор помню всех ребят того состава и многие матчи: когда мы переиграли «Спартак», и он вылетел, игру с «Динамо» Тбилиси, после которой мы стали чемпионами и в которой Храбростин забил, как говорится, из песочной ямы. Жалко, что люди того поколения уходят от нас, многих уже нет в живых… Но они оставили о себе яркую память и внесли свой вклад в историю «Торпедо».

3. Есть какой-нибудь интересный и забавный случай, который происходил с вами на выезде? Можете рассказать?

Таких случаев было достаточно много. Например, раньше на завтрак перед игрой футболисты обязательно употребляли молочные продукты. Сейчас это покажется смешным, но раньше, приезжая в другие города, мы с Анатолием Семеновичем вставали в 7 утра и бежали в магазин за молоком и творогом, потому что в ресторанах такой еды не было. Еще помню, как в Самаре было под 40 градусов тепла, а в гостинице почему-то работали батареи. Ребятам пришлось спать на полу с открытыми дверями.

Могу рассказать уникальный случай, который подчеркивает мужество наших футболистов. Мы должны были играть кубковый матч в Ташкенте, но никак не могли туда вылететь. Команда провела всю ночь в аэропорту, затем 4 часа летела. Приземлившись, сразу поехали на стадион. Вышли на поле, выиграли 2:0 и улетели. Если честно, не могу представить, как бы вели себя современные футболисты, оказавшись в такой ситуации.

Еще «Торпедо» стало первой командой, преодолевшей звуковой барьер. Мы должны были играть в Алма-Ате, и Валентина Козьмича месяц уговаривали представители «Аэрофлота», чтобы мы полетели туда на ТУ-144. Запомнился узкий салон, иллюминаторы и то, что нас провожали, как космонавтов, со скорой, пожарной и милицией. Хорошо помню, что командиром корабля был летчик-испытатель, герой Советского союза Кузнецов. Мы летели на высоте 20 000 метров, и небо за иллюминатором было не синим, а черным. Звука в салоне практически не было, он был за нами. Зато вместо 4 часов мы долетели за 2. А потом по радио передали, что «Торпедо» стало первой командой в мире, которая преодолела звуковой барьер.

4. Самый памятный матч, на котором вы присутствовали? Чем он запомнился?

Один матч запомнился мне не с турнирной точки зрения, а тем, что на нем я познакомился со Львом Ивановичем Яшиным. Мы с молодежной командой «Торпедо» отправились в ГДР, где принимали участие в турнире на приз газеты «Унзере Цайт». И когда на одном из матчей объявили, что на трибуне присутствует Яшин, все встали и начали аплодировать. Мы сидели рядом, и я видел, как он покраснел. Аналогичная история случилась в Тбилиси с Эдуардом Стрельцовым. Накануне матча грузины пригласили нас на баскетбол «Динамо» - «Жальгирис». Когда игра началась, диктор объявил, что на матче присутствует Эдуард Стрельцов, который в то время был вторым тренером «Торпедо». Баскетболисты побросали мячи, зал встал, и все начали аплодировать нашему великому футболисту.

Из еврокубковых встреч запомнилась игра со «Штутгартом», когда мы победили 5:3. После матча в раздевалку зашел комментатор Владимир Перетурин и признался, что никогда не видел такой классной игры.

Еще запомнилась игра в Монако. Нас там очень хорошо встречали, отвели в океанографический музей. Но самое интересное заключается в том, что мы не успели оформить документы нашему нападающему Александру Гицелову. Ему пришлось лететь с болельщиками до Парижа, оттуда брать такси и ехать в Монако. Саша опоздал на матч, в перерыве я его растер, он вышел и забил победный мяч.

(Вопросы от Вадима)

1. Сколько вратарей, с которыми вы занимались на тренировках, впоследствии получили приз журнала «Огонек»?

Этим я всегда подкалывал Рината Дасаева, когда он работал у нас тренером вратарей (смеется). А что касается меня, то первым был Вячеслав Чанов, затем Валерий Сарычев и Александр Подшивалов. Я еще думал, что приз «Огонька» получит Дима Харин, который был очень классным голкипером, но он этого сделать не успел, потому что уехал в «Челси».

Petrov Chanov

Александр Петров и Вячеслав Чанов. Фото: Чемпионат.com

2. Какого пола был человек, которому вы впервые сделали массаж?

(Смеется) Интересный вопрос. Если говорить о профессиональном массаже, то женского, ведь первым местом работы была женская молодежная сборная СССР по конькобежному спорту.

3. Какой из спиртных напитков наименее вреден для футболистов?

Пиво. Даже помню, что когда мы играли с «Баварией» и другими немецкими командами, после матча в автобусах всегда стоял ящик пива. Им никто этого не запрещал, просто немцы, в отличие от нас, не разбавляли этот напиток другими, более крепкими (улыбается).

(Вопросы от Петра Васильева, болельщика «Торпедо» с 1970 года):

1. На ваш взгляд, кто самый талантливый футболист «Торпедо» советских времен?

На мой взгляд, это Юрий Савичев. Он очень талантливый. Если он играл против одного защитника, и того никто не страховал, то у него не было шансов остановить Юру.

2. Вы знаете всех первых болельщиков «Торпедо», тех, кто стоял у истоков фанатского движения в конце 70-х годов. Поддерживаете ли вы с ними отношения?

Скорее, они со мной, потому что их больше, чем меня (улыбается). Они часто мне звонят, мы общаемся. Я всегда спрашиваю: «Молодежь, как вы поживаете?», хотя эти ребята сейчас уже в достаточно солидном возрасте. Но они до сих пор по-юношески поддерживают команду, болеют за нее. Я очень рад, что в нашем торпедовском движении есть такие люди.

3. Про вас рассказывают много веселых историй. Какая ваша самая любимая?

Эту историю очень трудно описать, но я попробую. Это был матч с московским «Динамо». Наш футболист Андрей Афанасьев справа прорывался по флангу, а динамовец очень грубо с ним обошелся. И когда мы с Анатолием Семеновичем выбежали на поле, чтобы оказать помощь, я высказал тому защитнику все, что о нем думаю. Тут же в ситуацию вмешался и динамовский голкипер Александр Уваров, ему тоже досталось. Мы в том матче очень хорошо играли, и когда забивали гол, я показывал в сторону динамовских ворот один неприличный жест. А сидел я прямо с краю, напротив них. Уваров выбегал на линию штрафной площади, но дальше-то ему было нельзя… В общем, тот матч закончился со счетом 3:0, после каждого гола история повторялась, и после финального свистка у Уварова была только одна цель: поймать меня. Мне повезло, что я отправился в раздевалку чуть раньше, чтобы сделать футболистам чай. Но Саша ворвался и туда, стал грозить мне своими огромными кулаками. Хорошо, что на нем повисли несколько наших ребят, потому что если бы он меня все-таки ударил, я бы сейчас с вами не разговаривал. Так что считаю, что в какой-то степени этот матч выиграл я (смеется). Но самое интересное произошло через несколько лет. Мы летели в Израиль, я пошел в туалет, и слышу за спиной: «А ну-ка иди сюда!». Оборачиваюсь – сидят Уваров и Саша Полукаров. Я подхожу с мыслями о том, что сейчас меня уже никто и ничто не спасет. Сажусь рядом, Уваров наливает мне полстакана виски. После этого мы стали лучшими друзьями, и всегда очень тепло общаемся при встрече.

(Вопросы от Ивана Шестеренкина)

1. На турнире «Юные Стрельцы» среди команд 2006 года рождения вы всегда эмоционально поддерживаете своего внука. Выйдет ли из него хороший футболист?

Я бы этого очень хотел, но загадывать не стану. Я видел много разных случаев, когда родители строили далекоидущие планы относительно своих детей, но жизнь распоряжалась иначе. Даже мой сын Женя в свое время играл в дубле вместе с Игнашевичем. Но он получил серьезную травму и закончил с футболом, а Сергей играет до сих пор. Так что для того, чтобы из ребенка вырос добротный игрок, должно сойтись воедино много факторов. Но, конечно, это моя самая большая мечта: чтобы «Торпедо» вернулось в Премьер-Лигу, и в составе команды на поле вышел мой внук.

2. Составьте вашу символическую сборную из игроков «Торпедо». Из тех, с кем вы успели поработать?

Я бы включил в нее весь состав «Торпедо» образца 1976 года и добавил бы нескольких игроков: Юру Савичева, Колю Васильева и наших именитых вратарей - Вячеслава Чанова и Валерия Сарычева.

Добавим, что автором лучшего вопроса, по мнению Александра Капитоновича, стал Антон Саморуков, спросивший про секрет черно-белого долголетия.

 

Kapitonich Sukhorykov 290417

29 апреля 2017. Стадион Академии "Спартак". Василий Петраков, Александр Петров и автор лучшего вопроса Антон Саморуков с дочерьми в перерыве матча "Торпедо" - "Арсенал-2"


Поделиться
Партнёры клуба
Партнёры лиги