![](/upload/iblock/dad/dadaaf3b8b64704eea508d82172d0e99.jpg)
Тренер вратарей «Торпедо Москва» Валерий ШЕРЕМЕТОВ в беседе с клубной пресс-службой рассказал, как начиналась его карьера, вспомнил работу со Слуцким и Красножаном и оценил перспективы автозаводских голкиперов.
СТАЛ ТРЕНЕРОМ В 31 ГОД
- Почему вы стали вратарем? – первый вопрос нашему собеседнику
- Не знаю, как ответить на этот вопрос (улыбается). Мой футбольный путь начался в городе Отрадное Самарской области. Полевым игроком я никогда не был. Всегда стоял в воротах: летом - футбольных, зимой – хоккейных.
- Вы поиграли в тольяттинской «Ладе», волгоградском «Роторе». Какой период в карьере считаете самым успешным?
- Могу выделить две команды – «Нефтяник» из Ферганы, в составе которого я стал серебряным призером первого узбекского чемпионата. И тольяттинскую «Ладу», с которой в 1993 году мы завоевали путевку в премьер-лигу.
- Своей футбольной карьерой вы довольны?
- Нет. Хотелось поиграть на более высоком уровне, добиться большего. Почему не удалось? Не знаю, просто так сложилось.
- Свою тренерскую карьеру вы начали в Волжском. Как вы пришли в профессию?
- Мой друг Владимир ДЕРГАЧ стал главным тренером волжского «Торпедо» и пригласил меня в свои помощники. Я, не раздумывая, согласился по причине того, что супруга вот-вот должна была родить второго ребенка. Большие команды играть не приглашали, а просто так уезжать куда-то из дома не хотелось. Я закончил с футболом в 31 год. Конечно, для вратаря это не возраст.
- Переход от футбола к тренерской деятельности дался тяжело?
- Я очень легко перешел на тренерскую работу, хотя, казалось бы, это совсем другая профессия со своей спецификой. Причем круг обязанностей был очень широкий. Приходилось быть тренером вратарей, в тоже время мы с Владимиром Дергачем разрабатывали программу физической подготовки.
В «МОСКВЕ» МЫ БЫЛИ КАК ОДНА СЕМЬЯ
- Первым клубом премьер-лиги для вас стал «Уралан». Как на вас вышел Сергей Павлов?
- С Павловым мы были знакомы давно, я играл у него в камышинском «Текстильщике». Когда Сергей Александрович узнал, что я завершил карьеру футболиста и тренирую, то пригласил меня в Элисту. Мне довелось поработать с такими голкиперами как Александр Филимонов, Юрий Окрошидзе, третий вратарь сборной Румынии Мариус Брату, Тарас Луценко. Но несмотря на отсутствие у меня опыта работы на высоком уровне, проблем не возникало. Когда знаешь свою профессию и развиваешься в ней, то ничего сложного нет.
- Как случился ваш переезд в Москву?
- В 2002 году в «Уралан» пришел Игорь Шалимов и привел с собой тренерский штаб – Николая Писарева и Геннадия Кохиани. Оказавшись без работы, созвонился с Григорием Васильевичем Есауленко. Он порекомендовал меня Юрию БЕЛОУСУ, и так я оказался в «Торпедо-ЗиЛ».
- Который на тот момент возглавлял Валентин ИВАНОВ.
- Да, с Валентином Козьмичем работалось великолепно. Конечно, это был очень харизматичный человек. Особенно поражала его требовательность и самоотдача.
- Тем не менее, в 2004 году вы уехали во владивостокский «Луч»?
- В 2004 году «Луч» возглавил Сергей Павлов, который попросил меня помочь ему в формировании команды. Я подошел к Юрию Белоусу с просьбой меня отпустить, и он не стал чинить препятствий. В ноябре 2004 года я вернулся
обратно в «Москву».
- Сомнений – уйти в «Москву» или остаться в «Луче» - не было?
- Не было, тем более у нас с Белоусом была договоренность, что с Павловым я отработаю только определенный этап. А в дальнейшем, если буду нужен «Москве», вернусь. Так оно и вышло. Первую часть сезона я отработал с Петраковым и Щербаченко, а затем главным тренером был назначен Леонид СЛУЦКИЙ, который ранее занимался с молодежным составом.
- С молодым, тогда еще никому неизвестным Слуцким работалось легко?
- Да, во-первых, я Слуцкого знаю с 1988 года, так что мы периодически пересекались. Во-вторых, у нас был совместный опыт работы в «Уралане», где Леонид Викторович тренировал молодежный состав.
- Наивысшим успехом «Москвы» стало четвертое место в сезоне-2007. За счет чего удалось его достичь?
- У нас образовался достаточно сплоченный коллектив как среди футболистов, так и среди тренеров. Мы были как семья, стояли горой друг за друга. Да и квалификация у футболистов была очень высокая. Мы могли занять и третье место, но нас опередили более опытные и титулованные армейцы.
- Распад «Москвы» пережили болезненно?
- Конечно, ведь даже несмотря на то, что я уже работал в другом клубе, в «Москве» у меня осталось много друзей и знакомых. Да и сам клуб жалко. Он создавался с таким трудом, что когда я узнал о распаде, было даже не по себе. Тем более что раньше никаких предпосылок к этому не было.
- Один из ваших подопечных, основной вратарь «Москвы» Юрий ЖЕВНОВ переехал в Санкт-Петербург и прочно осел в запасе «Зенита». Для вас это удивительно?
- Это внутренне дело футболиста и клуба, и я не хотел бы вдаваться в подробности. Могу лишь сказать, что Юра – вратарь высочайшего уровня, который достоин играть, а не сидеть на лавке.
ОТСТАВКА КРАСНОЖАНА СТАЛА ШОКОМ
В тренерском штабе футбольного клуба "Крылья Советов" во главе с Леонидом Слуцким (на фото слева).
- В 2008 году вы с тренерским штабом Слуцкого переехали в Самару? Считаете период работы в «Крыльях Советов» успешным?
- Судите сами: при Слуцком в команду пришли 12 новых футболистов, тем не менее, в первом же сезоне мы сумели финишировать на 6 месте. Поверьте, для премьер-лиги это хороший результат. Причем Леониду Викторовичу удалось не только наработать какие-то тактические вещи, а именно создать команду, сплотить игроков. Самоотдача у ребят была сумасшедшая! Но сезон-2009 мы, конечно, провалили. На это есть свои причины: целый год не платили деньги, и сохранить команду в премьер-лиге нам стоило огромных усилий. Долги нам потом выплачивали на протяжении трех лет. В итоге по зарплате рассчитались, а по премиальным нет, хотя у нас было 10 побед и 6 ничьих. Однако денег мы не увидели, только услышали: «Спасибо и до свидания».
- «Крылья Советов» вы покинули вслед за Леонидом Слуцким, написавшим заявление по собственному желанию?
- Нет, я остался в Самаре и отработал свой контракт до конца. Помогал Юрию Газзаеву. Да и других вариантов на тот момент не было: Слуцкий ведь возглавил ЦСКА, а в моих услугах там не нуждались, поскольку в клубе давно и успешно работает Вячеслав ЧАНОВ.
- Но контакт с Леонидом Викторовичем не потерян?
- Конечно, нет. Я сейчас наблюдаю за его работой в ЦСКА и совершенно не удивлен его успехам. Никогда не сомневался, что он может стать большим тренером. Во-первых, у Леонида Викторовича есть большая теоретическая база. Во-вторых, он никогда не останавливается на достигнутом и продолжает повышать квалификацию за счет обучения в других клубах и общения с коллегами по цеху.
- После ухода из «Крыльев Советов» вы оказались в футбольной школе ЦСКА?
- Да, у меня закончился контракт, и самарцы не стали его продлевать. Но мне объявили об этом в конце января, когда тренерские штабы всех клубов были укомплектованы. В итоге, возник вариант со школой ЦСКА, где мне предложили должность тренера вратарей.
- Прежде опыта работы с детьми у вас не было?
- Нет, и, конечно, такая работа имеет свою специфику. Честно говоря, мне комфортнее во взрослом футболе. Не исключаю того, что когда-нибудь я буду работать детским тренером, но пока такого желания нет.
- Второго Акинфеева в ЦСКА не приметили?
- Кстати говоря, мне очень понравилось, как в ЦСКА относятся к подбору ребят на позицию вратаря. В каждом возрасте есть конкурентоспособные футболисты, из которых в перспективе могут вырасти неплохие голкиперы. Мне же довелось поработать с Сергеем РЕВЯКИНЫМ и Ильей ПОМАЗУНОМ. Я очень рекомендовал Вячеславу Чанову привлечь этих ребят к тренировкам основного состава, и вскоре это случилось. А Ревякину даже удалось дебютировать в премьер-лиге и сыграть против «Зенита».
- После ЦСКА вы оказались в «Локомотиве», куда вас также пригласил Юрий БЕЛОУС. Какие впечатления остались от работы с Юрием Красножаном?
- Приятные. Это специалист высочайшего уровня. Для меня его отставка стала очень неожиданной. Потому что на тот момент команда занимала четвертое место, и отставание от лидера было минимальным. Так что произошедшее с Красножаном стало шоком. Тем более Ольга Смородская недовольства его работой не высказывала. Напротив, она приезжала на базу, устраивала собрания тренерского штаба, на которых говорила, что все великолепно, мы движемся в правильном направлении.
- До Гильерме с бразильцами работать доводилось?
- С бразильцами нет, разве что в «Крыльях Советов» тренировал чилийца Эдуардо Лобоса. Оба – супервратари! Мне с этими ребятами очень повезло, потому что отношение к работе у них было потрясающим.
НИКОГДА НЕ РУГАЮ СЫНА
С вратарем московского "Локомотива" Гильерме Моринато.
- Вам довелось поработать со многими именитыми вратарями. Кто оставил самое неизгладимое впечатление?
- По вратарским качествам могу выделить Стипе ПЛЕТИКОСУ, с которым мы работали в «Ростове». Из тех, кого я тренировал, Стипе – самый титулованный голкипер: участник чемпионатов Европы и мира, футболист, отыгравший порядка 100 матчей за сборную Хорватии. Несмотря на то, что у Плетикосы были серьезные травмы, он всегда с честью выходил из сложных ситуаций и продолжает показывать высочайший уровень вратарского мастерства.
- Кого из ваших подопечных считаете самым недооцененным?
- В «Крыльях Советов» был такой голкипер – Давид ЮРЧЕНКО. И талантливый, и к матчам готовился добросовестно, и играть очень хотел. Н тогда в Самаре был Лобос и составить ему конкуренцию было невозможно. К сожалению, два голкипера в воротах стоять не могут, и Давид оставался в запасе. Сейчас он, к счастью, заиграл в «Мордовии».
- Охарактеризуйте вратарей «Торпедо Москва»?
- И Саша ДОВБНЯ, и Андрей ЛУНЁВ – хорошие перспективные вратари. Оба – старательные и трудолюбивые парни, которые стараются выручать команду. Ничего плохого сказать о них не могу.
- А талантливая молодежь в клубе есть?
- Помимо Никиты ЧАГРОВА, выделил бы Марата ЗАСЕЕВА из «Торпедо-95». Мы увидели в нем перспективу и решили привлечь Марата к тренировкам основного состава. Конечно, нельзя сказать, что завтра Чагров или Засеев встанут в ворота и будут стабильно играть в основе. Но в будущем при нормальной работе они могут вырасти в хороших футболистов.
- В «Торпедо-96» занимается ваш сын Федор…
- Сын начал заниматься футболом в Волжском, а затем шесть лет тренировался в школе «Динамо». Но в связи с реконструкцией стадиона в Петровском Парке, динамовцы переехали на стадион «Луч», что на Волоколамском шоссе. Мы живем на Автозаводской, так что на дорогу стало уходить по три часа, а у Феди – выпускной класс. Футболистом он может не стать, а в школе учиться надо. Поэтому мы приняли решение перевестись в торпедовскую школу.
- Зато теперь у вас появилась возможность посещать игры сына?
- Я стараюсь ходить даже на его тренировки. Как бы Федор не сыграл, никогда его не ругаю. Да, мы обсуждаем какие-то вещи, я выслушиваю его мнение, объясняю, что в футболе есть определенные требования и нужно их исполнять. Перспективы сына? Не стал бы их оценивать. Это же футбол, и никогда нельзя точно сказать заиграет тот или иной парень или нет.
Фото из архива Валерия ШЕРЕМЕТОВА
Теги:
|
Тема:
Интервью
|