![](/upload/iblock/f92/f925c35e819eafeae0883527d9672e1b.jpg)
Александр Дозморов начал и завершил свою игровую карьеру в «Торпедо Москва». Будучи футболистом, он дважды возвращался в команду Валентина ИВАНОВА, записав на свой счет 2000-й мяч автозаводцев в чемпионатах страны. Став тренером, Дозморов пришел работать в родную торпедовскую школу. О времени, проведенном под руководством Юрия СЕМИНА, игре за «Локомотив» и «Асмарал», тренерских успехах Александр Юрьевич рассказал в интервью клубной пресс-службе.
«ТОРПЕДО» СОЮЗНЫХ ВРЕМЕН БЫЛО РЕАЛЬНОЙ СИЛОЙ
- Александр Юрьевич, почему из всех московских школ вы в свое время выбрали именно ФШМ? – первый вопрос Александру Дозморову.
- Прекрасно помню, как я пришел заниматься в ФШМ. Увидел по телевизору объявление о наборе в школу, откликнулся на него и попал к тренеру Олегу Борисовичу ЛАПШИНУ. В 1978 году заиграл в дубле автозаводцев, потом год выступал за ФШМ во втором дивизионе, и снова вернулся в «Торпедо», уже в основной состав.
- Какой сезон в «Торпедо» считаете для себя лучшим?
- Неплохой сезон провел в 1983 году, когда сыграл за автозаводцев 23 матча. Да и в 1985, когда вышел на поле в 30 поединках, все сложилось успешно. Атмосфера в «Торпедо» тогда была очень хорошей. Мне повезло, попал в чемпионский состав автозаводцев, где играли Владимир БУТУРЛАКИН, Владимир СУЧИЛИН, Валерий ФИЛАТОВ, Анатолий ЗАРАПИН. Потом пришло новое поколение футболистов, с которыми мне посчастливилось поиграть – Николай ВАСИЛЬЕВ, Сергей ПРИГОДА, Сергей ПЕТРЕНКО, Юрий СУСЛОПАРОВ, Александр ПОЛУКАРОВ, Валерий ПЕТРАКОВ. В общем, коллектив здесь был, что надо. Я в команде всегда был самым молодым, зато получил громадный опыт.
- Какой матч запомнился больше других?
- Хороших матчей было много – и против киевского «Динамо», и против тбилисского. Но, конечно, запомнился тот, в котором я забил 2000-й гол «Торпедо» в чемпионатах страны. В 1990 году я по приглашению Валентина Козьмича ИВАНОВА вновь пришел в клуб. Буквально через неделю после подписания вышел в стартовом составе против «Памира». В одном из эпизодов после розыгрыша углового я принял мяч, подработал правой ногой и левой пробил в дальний угол. Так я забил юбилейный гол, который к тому же стал победным.
- Тот мяч после игры себе не оставили?
- Нет. Мне подготовили подарок лучше. Сразу после финального свистка вручили Хрустальный кубок.
- Как получилось, что в 1986 году вы оказались в минском «Динамо?
- Нужно было служить в армии. Меня приглашали и в ЦСКА, и в московское «Динамо». Но так получилось, что первыми за мной приехали представители Минска. Кстати, в составе тех же армейцев мог оказаться и гораздо раньше. Когда выступал в юношеской команде «Торпедо», ко мне проявляли интерес все московские клубы, за исключением «Спартака». Но я уходить не спешил, о чем не жалею. Здесь было все – сплоченная команда, очень хороший тренер. Да и «Торпедо» союзных времен было реальной силой.
А в Минске у меня не заладилось. За год в «Динамо» сменилось три тренера. Из-за этой чехарды так и не удалось отслужить в армии. И через год я вернулся в Москву.
ГДЕ БЫ НИ ИГРАЛ, ВСЕГДА ТЯНУЛО ДОМОЙ
- В 1987 году вас позвали в «Локомотив».
- Да, причем сделал это лично Юрий Семин. На тот момент мы не были знакомы лично, но Юрий Павлович следил за моей игрой и позвал в «Локомотив». Впечатления от работы с ним остались самые приятные. Тренер он очень сильный, и я многому у него научился. На первом месте у него всегда был футбол. Все остальные дела он оставлял на потом. Был требовательным к игрокам в плане дисциплины и самоотдачи. За счет этого, наверное, и достиг успеха.
- Первый сезон под руководством Семина принес вам путевку в высшую лигу.
- Первое место тогда занял «Черноморец», второе – мы. Семину удалось собрать в «Локомотиве» тех, кто не проходил в состав других московских команд. Так железнодорожниками стали Юрий ГАВРИЛОВ, Михаил РУСЯЕВ, Сергей ГОРЛУКОВИЧ, Александр ГОЛОВНЯ, Сергей БАЗУЛЕВ. Опыт этих игроков позволил «Локомотиву» быстро справиться с поставленной задачей.
- Сейчас между болельщиками «Локомотива» и «Торпедо» не самые теплые отношения. В ваше время подобная антипатия существовала?
-Нет. Нам нечего было делить, а болельщиков у легендарного «Торпедо» тогда, конечно, было больше, чем у железнодорожников. С другой стороны, сейчас много говорят о посещаемости, но и тогда мы похвастаться ею не могли. Я прекрасно помню момент, когда матч «Локомотива» и «Торпедо» совпал с еврокубками и собрал 900 человек.
- От зарубежного этапа вашей карьеры и выступлений в Грузии, Венгрии, Молдавии и Бангладеше какие впечатления остались?
- Очень разные. Грузия запомнилась атмосферой и тем, что народ там безумно любит футбол. В Бангладеше были неплохие финансовые условия. В Венгрии - прекрасная, лучше чем в Советском союзе, инфраструктура. Но у них тоже был отток футболистов: они ехали в Европу, а мы - из России заработать хоть какие-то деньги. Времена ведь были сложные.
- Многие едут играть за рубеж и остаются там по окончании карьеры. У вас не было такого желания?
- Нет. Меня всегда тянуло домой. Где бы я ни был, стремился вернуться в Москву.
В «АСМАРАЛЕ» ПОЛТОРА ГОДА ИГРАЛ В ОДНОЙ ФОРМЕ
- И вы вернулись в «Торпедо»?
- Да, когда я был на сборах с «Нистру», мы с автозаводцами встретились в товарищеском матче. Молдаване ту встречу проиграли 1:3, я забил единственный мяч. После финального свистка Валентин Козьмич вновь позвал меня в «Торпедо». Я отыграл за команду один сезон и снова уехал за рубеж. Почему? Мне было 29 лет. Валентин Козьмич сказал, что клуб приобрел молодого перспективного нападающего, а мне найдут вариант за границей. Так я оказался в Венгрии, где провел 2 года.
- У вас даже был период, когда вы играли в мини-футбол?
- Меня хватило всего на два месяца. В команду «Минкас» меня позвал мой друг Алексей УСКОВ, бронзовый призер чемпионата мира по мини-футболу. Я согласился, но мне эта игра не понравилась. Какой футбол без длинного паса?
- Возвращение в большой футбол состоялось, благодаря клубу «Асмарал»?
- И сюда меня тоже позвал Валентин Козьмич. Честно говоря, в «Асмарал» пошел в большей степени из-за Иванова. Из этой команды вышли большие мастера – Сергей СЕМАК, Сергей ГРИШИН, Виталий САФРОНОВ. А вот с финансовой точки зрения все было не так благополучно. Мы по несколько месяцев не получали зарплату, руководство не всегда поступало с нами честно. А ведь в свое время эта команда обыгрывала и «Спартак», и «Торпедо». И получали, говорят, футболисты тогда неплохо.
- Рассказывают, что в 1995 году ситуация была настолько критическая, что даже не было средств на новую форму?
- Я могу сказать одно: те полтора года, что я был в «Асмарале», мы играли в одной и той же форме. Даже цвет ее помню – оранжевая футболка и синие трусы. Не было денег и на сборы. Один, максимум, два раза проводили предсезонку в Адлере, и все.
- Вам посчастливилось поработать под руководством Юрия Семина и Валентина Иванова. Чем вам запомнились эти тренеры?
- Валентин Козьмич вообще сделал из меня футболиста, и я ему очень благодарен. Первый матч в высшей лиге сыграл при Иванове, да и потом он звал меня в те клубы, где работал. У Семина был немного другой подход к тренировочному и игровому процессам. Он давал игрокам возможность импровизировать. Я при нем играл и слева, и справа, и в центре. Хотя оба тренера во главу угла ставили дисциплину, и это мне очень близко.
- Вам так и не удалось сыграть за сборную СССР. Почему?
- Думаю, что я не дорос до уровня первой сборной. Если лет до двадцати я мог спокойно соревноваться с теми, кто выступал на моей позиции, то в дальнейшем конкуренции им я бы не составил. Вот и получилось, что выступал за юношескую и молодежные команды, а за взрослую – нет.
! ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ДОЗМОРОВЫМ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНА В ПРОГРАММЕ К МАТЧУ С «ВОЛГАРЕМ» 17 СЕНТЯБРЯ
Теги:
|
Тема:
Интервью
|