Журнал "Спортивная жизнь России", май 1978 года

Клуб интересных встреч

Спортивная слава, рабочая честь!



На второй фотографии -
Команда мастеров московского "Торпедо" довоенной поры.
Крайний слева капитан команды В. Поляков.


У нас в гостях ветеран "Торпедо", директор Московского карбюраторного завода, лауреат Государственной премии Василий Васильевич ПОЛЯКОВ

История непрерывно дарит нам большие и малые юбилеи. Вот и в этом месяце исполняется сорок лет с тех пор, как впервые появилась в высшей лиге футбольная команда московского автозавода - "Торпедо". В ту пору капитаном команды был начальник термического цеха В. Поляков. Интересно и ярко сложилась его жизнь. В годы Великой Отечественной войны он был заместителем И. А. Лихачева, особоуполномоченным Государственного комитета обороны по организации автомобильных заводов на востоке страны. Сейчас - вот уже более тридцати лет - он возглавляет Московский карбюраторный завод, ведет большую государственную и общественную работу, стал лауреатом Государственной премии, представляет более 20-ти лет директоров Социалистических предприятий СССР в Международной организации труда (МОТ). Советская страна высоко оценила заслуги В. В. Полякова. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", многими медалями. Более двадцати лет возглавлял промышленную комиссию Моссовета, член бюро районного комитета партии, председатель Совета директоров Октябрьского района столицы. Но как бы ни был занят этот человек, какие бы государственные и общественные дела не увлекали его в водоворот жизни, футбол всегда был и остается в его сердце. И когда мы обратились к нему с просьбой поделиться воспоминаниями о былом, высказать свое отношение к любимой игре - он немедленно и горячо откликнулся на нее. Итак, интервью состоялось и мы предоставляем слово Василию Васильевичу Полякову.

Вы просите рассказать о футболе. А я начну с широко известных слов Г. Кржижановского: "Наша страна - это океан суши. И ей нужны корабли, способные бороздить его вдоль и поперек".

Эту истину отлично понимала наша партия. По ее воле еще в начале тридцатых годов в Ленинской - бывшей Симоновской - слободе столицы, на месте полукустарного АМО было решено создать первый в нашей стране гигант по производству грузовых автомобилей. Во главе этого предприятия был поставлен выдающийся руководитель, талантливый организатор Иван Алексеевич Лихачев.

С первых дней пребывания на посту директора он задался целью создать на автогиганте особо благоприятный климат, сделать так, чтобы тысячи занятых здесь рабочих и служащих всем сердцем полюбили автозавод, видели в нем родной дом, где созданы все условия для работы и отдыха. Коммунист, творец, умевший смотреть далеко вперед, Лихачев уже тогда отчетливо видел неразрывность связи таких социальных явлений, как труд и досуг. И с помощью партийной, профсоюзной и комсомольской организаций проводил мероприятия по коренному переустройству производства и быта коллектива завода. Это был единый процесс созидания: росли заводские корпуса, а рядом с ними росли прекрасные по тем временам жилые дома, Дворец культуры. В этой программе нашла себе достойное место физическая культура и спорт. В ту пору лучшими в столице были автозаводские конькобежцы, пловцы, прекрасно выступали боксеры и легкоатлеты. Но, конечно, особое место принадлежало здесь футболу и в настоящее время эту работу по развитию физической культуры и спорта проводит генеральный директор ЗИЛ П. Д. Бородин.

Вот теперь, пожалуй, можно перейти к истории нашей команды. Началась она еще на пыльной площадке, окаймленной шаткими деревянными скамейками, но громко именовавшейся стадионом под названием "Стрекоза". Он принадлежал известному клубу СКЗ, который славился во времена "диких" команд.

Чуть позже молодежь Замоскворечья (ныне - Пролетарский район столицы) потянулась в "Пролетарскую кузницу" - рабочий клуб, созданный в Ленинской слободе и объединившей молодежь заводов "Динамо", "Парострой" и АМО (будущий - ЗИС). В 1924 году при клубе по инициативе и при руководстве большого энтузиаста Зайцевского возник кружок физкультуры с секциями легкой атлетики, городков и футбола. На том месте, где сейчас находится новый выход станции метро "Автозаводская", построили спортивную площадку с футбольным полем. В этом славном клубе, в третьей команде "Пролетарской кузницы" началась моя спортивная биография. Я был защитником, а в линии полузащиты на моем краю отлично действовал молодой, энергичный Витя Маслов - тот самый, которому впоследствии довелось прославиться в качестве видного футбольного педагога.

Никогда не забыть той замечательной поры. Может быть, играли мы значительно хуже, чем играют теперь, но какой романтикой и любовью был окружен в те дни футбол. День официальных игр - а им почти всегда становилось воскресенье - превращался в настоящий праздник не только для участников, но и тысяч любителей спорта. На стадион шли семьями и бригадами, шли поддержать товарищей, горячо, искренне "поболеть" за своих. Так спорт решал еще одну важную задачу: крепил рабочую солидарность, дружбу коллектива.

В 1927 году наша "Пролетарская кузница" заняла в клубном зачете первое место, выиграла переходной матч у рабочего клуба имени Астахова и вошла в первую группу чемпионата столицы, что в ту пору расценивалось как очень большое достижение. Здесь мы, как говорится, не ударили в грязь лицом, никогда не опускались ниже четвертого места, успешно конкурируя с такими "китами", как "Динамо", "Красная Пресня", ЦДКА, "Металлург".

Но вот началась генеральная реконструкция автозавода и мы, молодежь, работавшая на нем, по инициативе наших признанных вожаков В. Канаева и С. Троицкого решили создать свою собственную команду. Не буду вам сейчас перечислять игроков той поры: их имена вам все равно ничего не скажут. Отмечу лишь, что тренерами команды были поначалу Сергей Троицкий и Виктор Маслов. Год спустя во главе коллектива стал исключительно талантливый, широко образованный педагог Сергей Васильевич Бухтеев. Зная в совершенства английский язык, внимательно следя за иностранной спортивной прессой, он уже тогда задумал перекроить тактику команды, отойти от набившего оскомину трафарета, при котором пять нападающих располагаются в линию. Это было в то время смелым новаторством.

В ту пору мы все получили прекрасный подарок: новый стадион, который располагался напротив главного входа в Центральный парк культуры и отдыха, там, где сейчас возведено здание Государственной картинной галереи. На стадионе имелось три игровых поля.

Все это, вместе взятое, отлично способствовало тому, что футбол на автозаводе приобрел исключительную популярность. В чемпионате автогиганта выступало более пятидесяти цеховых команд, а в первенстве Москвы мы участвовали четырьмя, а потом и пятью командами. Если бы нужно было - выставили бы и десять!

Вот какая тогда была массовость. Нужно ли говорить, что при такой постановке дела никогда перед нами не возникала проблема резерва. И футбол, что особенно важно, служил отличным средством отдыха для большого числа тружеников нашего ЗИСа и давал хорошую зарядку для высокопроизводительного труда.

Изо дня в день крепла наша первая команда. В 1936 году она была включена в розыгрыш первенства СССР среди клубов по группе "Б". Именно в те дни и родилось имя команды - "Торпедо". Тогда на заводе было проведено нечто вроде конкурса: кто лучше придумает. Победило коллективное творчество. Почему именно "Торпедо"? Слово это английского происхождения и имеет несколько значений. Одно из них - "разбивать", "разрушать". И в самом деле: неутомимая жажда атаки, постоянная приверженность к ней, бескомпромиссность, агрессивность и смелость при любой турнирной обстановке - эти качества надолго стали отличительными чертами команды, представляющей столичный автозавод.

В конце тридцать шестого в команде вновь появился опытный наставник - Сергей Васильевич Бухтеев. Первое, что он сделал, вернувшись к нам в коллектив, стал прививать культуру - общую и футбольную. Он посвящал нас в тонкости игры, по-новому организовывал тренировки, планировал их, впервые организовал двухразовые занятия, все это тогда было в новинку. Но главное: Сергей Васильевич постоянно "зажигал" нас.

- Игра умирает, - часто говаривал он, - когда на нее начинают смотреть как на ремесло. Футбол - это искусство и, как всякое искусство, он требует вечного горения, свободного полета мысли и дерзновенной мечты. Только там, где соблюдаются эти законы, футбол остается футболом.

И мы всегда стремились быть верными этому девизу. Мы всегда чувствовали свою исключительную ответственность перед заводом, перед его людьми. Нашу команду воспитал рабочий коллектив, неразрывной частью которого были мы сами. Жили вместе, работали вместе, вместе тренировались и играли. Вот почему наша команда не была "однодневной". В ней с самого основания была заложена необычайная жизнеспособная сила.

Право, есть смысл вспомнить торпедовцев довоенной закалки, проследить их дальнейшую судьбу. Где гроза защитников и вратарей наш знаменитый центрофорвард Александр Синяков? Он - главный инженер одного из крупнейших ленинградских заводов. Хавбек Владимир Ершов - тоже инженер, очень талантливый и энергичный, он трудится на АЗЛК.

Мне кажется далеко на случайным, что так счастливо и интересно сложилась судьба моих старых товарищей торпедовцев. Чуть ли не полвека назад созданная, сорок лет назад вошедшая в наш большой футбол команда учила всех нас, прежде всего, любви к труду, поиску, творчеству. И вполне закономерно, что многие из торпедовцев той поры, расставшись с футболом, оказались на тех боевых постах на корабле жизни, где успех и победа достигаются торжеством человеческой мысли. В силу этого же я считаю также вполне закономерным, что именно "Торпедо" дало отечественному футболу таких выдающихся тренеров, как Виктор Александрович Маслов и Николай Петрович Морозов.

В 1938 году мы попали в высшую лигу. Дебютировали 10 мая во встрече с командой харьковского "Спартака". К перерыву вели 2:0 (счет голам открыли А. Свиридов и А. Синяков), но потом игра разладилась и мы упустили победу, вынужденные довольствоваться ничьей (2:2).

Однако вскоре мы показали свой характер, победив будущего чемпиона московский "Спартак" (3:2), ленинградский "Сталинец" и киевское "Динамо" с одинаковым счетом - 5:1.

Этот успех принадлежал, прежде всего, нашему тренеру, который первым в советском футболе (еще до приезда к нам в страну команды басков) начал перестраивать игру команды на "дубль-ве". Это он разглядел в Александре Синякове нападающего нового типа, и Саша стал тогда вторым бомбардиром сезона, проведя в ворота соперников 15 мячей (всего на четыре меньше сталинградца Александра Пономарева).

В довоенную пору "Торпедо" не добивалось особых высот, но уже тогда команду горячо полюбили за ее боевой характер, любовно прозвали "грозой чемпионов".

В конце июня тридцать восьмого мы отправились в Париж, где в это время проводилось рабочее первенство мира по футболу. Наша команда победила и завоевала Кубок ФСЖТ - Французского спортивного союза рабочих. О "Торпедо" поместила большую статью газета "Юманите". "Вот команда, - говорилось в ней, - олицетворяющая дух социализма, при котором человек труда получает гарантированное право на духовное и физическое совершенствование".

Вернувшись в Москву, мы встретились в очередном матче чемпионата страны с динамовцами Тбилиси. Южане вначале ошеломили нас своим темпом, высокой техникой и к 25-й минуте счет был уже 3:0 в их пользу. Мы бросаемся в ответные атаки. Во время одной из них судья назначает в ворота гостей одиннадцатиметровый, но Рязанцев попадает в штангу. Такая неудача могла подкосить кого угодно, но наши ребята не пали духом. И за какие-нибудь пять минут под восторженный рев трибун мы провели три ответных мяча (их все забил П. Петров). Вот как играли тогда! Пусть подумают над этим те футболисты и тренеры, которые демонстрируют нам бесцветные ничьи - игры, где нет игры.

В спортивном строю я оставался до сорок первого. Война прервала спортивные увлечения. Началась новая жизнь, без остатка посвященная разгрому врага, победе. Я был заместителем у Ивана Алексеевича Лихачева, являлся особоуполномоченным по строительству автомобильных заводов на востоке страны. Четыре года работали без выходных по четырнадцать-шестнадцать часов в сутки.

Там, на востоке, я встретился вновь со своими товарищами по команде. Я видел, как сутками несли они трудовые вахты на сорокаградусном морозе, в леденящую пургу или в изнурительную жару. Все мы тогда проходили испытание на прочность и выдержали его.

В этом огромная заслуга спорта. Он дал нам такие бесценные качества, как ощущение необходимости дисциплины, напористость, умение находить правильные решения и идти к ним кратчайшим путем, выносливость и отвагу.

Вот почему я так искренне радуюсь тому, что спорт все более и более входит в быт автозаводцев, что есть у них свой новый прекрасный стадион, свой спортивный клуб, что крепнет день ото дня дружба с ГТО.

Я счастлив, что команда, которую ми создавали, успела прославиться на весь мир, стать чемпионом и обладателем Кубка СССР, вырастить многих выдающихся мастеров.

Я желаю ей новых больших успехов. Я желаю их всему нашему советскому футболу. Пусть для каждого мастера, выступающего на зеленом поле, какой бы коллектив он ни представлял, всегда будут святыми понятиями спортивная слава и рабочая честь. В сознании каждого советского человека эти понятия неотделимы. И что совершенно очевидно, что, как и в наше время, большие победы, яркие свершения приходят на основе высокой гражданственности, большой, искренней преданности тому делу, которому ты служишь!


Вернуться